Березин История Лингвистических Учений скачать

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Березин История Лингвистических Учений скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Березин История Лингвистических Учений скачать.rar
Закачек 2892
Средняя скорость 5057 Kb/s
Скачать

Березин Ф.М. История лингвистических учений

Автор: Березин Ф.М.
Название: История лингвистических учений
Категория: общее языкознание
Тип издания: учебник
Серия: —
Издательство: В ысшая школа
Переплет: электронная книга
Год: 1975
Кол-во страниц: 304
Язык: русский
Формат: djvu
Размер: 11 mb
OCR: есть

Березин Ф.М. История лингвистических учений . — М.: Высш. шк., 1975. — 304 c. Электронная книга . Лингвистика. Общее языкознание

Аннотация (описание)

Автор пособия систематически излагает историю основных школ и направлений мирового языкознания, дает характеристику их основных принципов, методики исследования и наиболее важных конкретных достижений крупных языковедов прошлого и современности. История лингвистических учений излагается как реализация марксистско-ленинского принципа историзма.
Высказывания языковедов прошлого рассматриваются с позиции марксистско-ленинской философии; прослежавается борьба материализма и диалектического метода с различными идеалистическими взглядами. В пособии широко использованы факты отечественного языкознания, освещены философская марксистско-ленинская основа советского языкознания и отечественные традиции в нем.
Учебное пособие для филологических специальностей университетов и педагогических институтов.

Содержание (оглавление)

Глава 1. Зарождение науки о языке

§ 1. Языкознание в Древней Индии

§ 2. Греко-римское языкознание

§ 3. Арабское языкознание

Глава 2. Языкознание X I V—XV III веков

§ 1. Языкознание в эпоху Возрождения

§ 2. Первые попытки установления родства языков и их исторического

§ 3. Всеобщая грамматика Пор-Рояля

§ 4. Теории происхождения языка

§ 5. Философия языка в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева

§ 6. Значение филологических трудов М. В. Ломоносова для развития русского языкознания

Глава 3. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала XIX века

§ 1. Общее и сравнительно-историческое языкознание в России

§ 2. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе

§ 3. Принципы доказательства родства языков (фонетические и грамматические соответствия). Теория агглютинации Ф. Боппа

Глава 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта

§ 1. Жизненный и творческий путь

§ 2. Философские основы лингвистической концепции

§ 3. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка

§ 4. Проблема соотношения языка и мышления

§ 5. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков

§ 6. Антиномии языка

§ 7. Критика учения В. Гумбольдта Н. Г. Чернышевским и А. А. Потебней

Глава 5. Языкознание в России в 30—60-е годы XIX века

§ 1. Сравнительно-историческая проблематика в трудах И. И. Срезневского

§ 2. Общие проблемы языкознания в работах Ф. И. Буслаева

§ 3. Значение трудов Ф. И. Буслаева для развития сравнительно-исторического языкознания 68

§ 4. Лексикографическая деятельность В. И. Даля

§ 5. Русские революционеры-демократы о проблемах языка

Глава 6. Лингвистические взгляды А. А. Потебни

§ 1. Жизненный и творческий путь

§ 2. Философские основы лингвистической концепции

§ 3. А. А. Потебня о связи языка и мышления

§ 4. Учение о слове

§ 5. Теория грамматической формы

§ 6. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка)

§ 7. Значение лингвистических работ А. А. Потебни

Глава 7. Лингвистические взгляды А. Шлейхера

§ 1. Философские основы лингвистической концепции

. § 2. «Биологическая» концепция языка

§ 3. Понятие праязыка и теория родословного дерева

Глава 8. Младограмматическая школа в языкознании

§ 1. Из истории младограмматической школы

§ 2. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков

§ 3. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка

§ 4. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах младограмматиков

§ 5. Проблемы синтаксиса в учении младограмматиков

§ 6. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля

§ 7. Критика концепций младограмматиков в работах европейских и русских языковедов (о так называемом «русском младограмматизме»)

Глава 9. Лингвистическая концепция Ф. Ф. Фортунатова

§ 1. Жизненный и творческий путь

§ 2. Проблема языка и мышления

§ 3. Учение о словосочетании

§ 4. Учение о форме слова

§ 5. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф. Ф. Фортунатова

§ б. Лингвистические взгляды А. А. Шахматова, Б. М. Ляпунова и M. M. Покровского

Глава 10, Казанская лингвистическая школа

§ 1. Жизненный и творческий путь И. А. Бодуэна де Куртенэ

§ 2. Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ

§ 3. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского

§ 4. Учение о языке как системе в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского 158

§ 5. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского 162

§ 6. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме

§ 7. Вопросы морфологической структуры в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. В. Крушевского и В.А. Богородицкого

§ 8. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков в трудах представителей Казанской лингвистической школы

§ 9. Значение работ представителей Казанской лингвистической школы для развития языкознания

Глава 11. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра

§ 1. Жизненныи и творческий путь

§ 2. Истоки лингвистической концепции

§ 3. Определение языка. Теория языка и речи

§ 4. Язык как система

§ 5. Учение о лингвистическом знаке

§ 6. Учение о синхронии и диахронии

§ 7. Внешняя и внутренняя лингвистики

§ 8. Значение лингвистической концепции Ф. де Соссюра для развития языкознания XX в

Глава 12. Социология и языкознание

§ 1. История разработки проблем социологии языка

§ 2. Становление марксистской социологии языка

§ 3. Методологические основы французской школы социологической лингвистики

§ 4. А. Мейе о социальном характере языка и причинах языковых изменений

§ 5. А. Мейе как компаративист

Глава 13. Структурная лингвистика

§ 1. Предпосылки возникновения структурализма

§ 2. Пражский лингвистический кружок (Пражская школа функциональной лингвистики)

§ 3. Проблемы фонологии и морфонологии

§ 4. Исследования пражских лингвистов в области грамматики

§ 5. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов

§ 6. Копенгагенская школа структурализма (глоссематика)

§ 7. Эмпирический принцип лингвистической теории у глоссематиков

§ 8. Процедура лингвистического анализа (по Л. Ельмслеву)

§ 9. Язык и речь в интерпретации Л. Ельмслева

§ 10. Язык как одна из семиотических систем (в понимании Л. Ельмслева)

§11. Критика глоссематики в советском и зарубежном языкознании

§ 12. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)

§ 13. Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике

§ 14. Методы лингвистического анализа

§ 15. Соотношение между различными ответвлениями структурализма

Глава 14. Советское языкознание

§ 1. Диалектический и исторический материализм — философская основа советского языкознания

§ 2. Языкознание в 20-е годы. Н. Я. Марр

§ 3. Грамматическая концепция И. И. Мещанинова и проблемы синтаксической типологии языка

§ 4. Вопросы языкового строительства и социологическая проблематика в советском языкознании

§ 5. Лингвистическая деятельность Л. В. Щербы

§ 6, Сравнительно-историческое языкознание в 50—60-е годы

§ 7. Общеязыковедческие проблемы в работах советских лингвистов

Книги — 4balice.aromatpionov.ru

История лингвистических учений Ф. М. Березин

История лингвистических учений Ф. М. Березин

Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях она является для греков результатом непосредственного созерцания. Индийцы различали четыре части речи имя, глагол, предлог и частицу. Одной из проблем, привлекавших внимание мыслителей древности, была проблема п р о и с х о ж д е н и я я з ы к а.

После панини, катьяяны, бхартрихари древнеиндийские языковеды не проводили новых исследований, а лишь обобщали необычайно высокого развития достигла в древней индии ф о н е т и — ка, что было связано с необходимостью сохранить чистоту произношения ведических гимнов. Однако панини только констатирует факты различия, но не делает из этого никаких теоретических выводов. По мнению баранникова, вараручи дает рудиментарную форму сравнительной грамматики он применяет срав- метод задолго до того, как этот метод получил распространение в европе.

История языкознания неразрывно связана с общим развитием культуры, с историей других наук. Ленин подчеркивал, что история языка относится к тем областям знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика этим отчетливо определено значение и место науки о языке. Убедитесь, что вы не используете анонимайзерыпроксиvpn или другие подобные средства (tor, frigate, zenmate и т.

Кроме того, при изучении истории языкознания необходимо уяснить индивидуальные особенности каждого лингвистического направления, каждой школы, каждого языковеда. Бхартрихари различал три аспекта слова письменную форму, фонологическую структуру и номинативную функцию. Диоген из эноанды, не принимаем гермеса в качестве учителя, как говорят некоторые (это явный вздор) to снабдил именами вещи, а люди словам от него научились впервые,- это безумие, ибо, раз мог он словами означить все и различные звуки издать языком, то зачем же думать, что этого всем в то же время нельзя было сделать? Кроме того, коли слов и другие в сношеньях взаимных не применяли, откуда цапало в него представленье пользы от этого иль возникла такая способность, чтобы сознанье того, что желательно сделать, явилось? Также не мог он один насильно смирить и принудить многих к тому, чтоб они названья вещей заучили.

Амара составил словарь санскрита, который и сейчас широко используется европейскими санскритологами. Студент должен осознать, что развитие науки определяется потребностями практики, углублением теоретических знаний, что современные успехи были бы невозможны без достижений прошлого. Кроме того, вводя некоторые предметы, ранее не виданные, люди, знакомые с ними, вводили и некоторые звуки для них в некоторых случаях они вынуждены были произнести их, а в некоторых выбрали их по рассудку согласно обычному способу образования слов и таким образом сделали их значение ясным в этом письме эпикура нельзя не признать гениальной высказанную идею о том, что функционирование и развитие языка подчиняется различным закономерностям в зависимости от условий жизни людей, в зависимости от культурного уровня общества, которому язык принадлежит.

Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо нельзя не отметить интересные рассуждения о возникновении и развитии языка сенсуалиста до н. Понятия корня и суффикса анализируются на основе парадигмы слова панини знакомы понятия нулевой морфемы и внутренней флзксии. Поэтому древнеиндийских грамматистов слово не интересует они считают, чтослова служат лишь для описания языкового материала, но сами в этот материал не входят. Одним из важнейших требований марксистской методологии, имеющих прямое отношение к истории языкознания, является принцип и с т о р и з- м а. Бхартрихари, как и другие грамматисты, считает основной единицей языка предложение, так как только оно способно передавать мысль.

Березин — История Лингвистических учений — StudFiles.net


История лингвистических учений Ф. М. Березин


Березин Ф.М. История русского языкознания [PDF] — Все для .

Одним из важнейших требований марксистской методологии, имеющих прямое отношение к истории языкознания, является принцип и с т о р и з- м а. Лениным применительно к истории философии 1) сравнение теоретических основ философии данной школы и диалектического материализма 2) определение места данной школы среди других философских школ современности (или прошлого), чтобы видеть, откуда и куда данная школа идет 3) уяснение связи данной философской школы с современным ей естествознанием 4) раскрытие борьбы партий в философии материализма и идеализма марксистское языкознание принимает в свой актив многие методы и приемы лингвистического анализа, выработанные на предшествующих этапах развития лингвистической мысли, если эти методы и приемы соответствуют в речи на iii съезде комсомола в. Если метафизика права по отношению к грекам в подробностях, то в целом греки правы по отношению к метафизике в древней греции теория языка являлась одной из составных частей философии, и потому языковедческие проблемы первоначально разрабатывались преимущественно философами. Грамматика панини построена на весьма широкой основе автор говорит о диалектных особенностях древнеиндийского языка на востоке ны, сравнивает санскрит с ведическим языком, на котором были написаны священные гимны. А так как такие объединения имели место по всему миру, то язык оказался не у всех равнозвучным, поскольку каждые случайным образом составляли свои слова отсюда разнообразие в характере языков, а первоначально возникшие объединения положили начало всем племенам древние ученые указывали, что дар языка, которым обладает человек, возвышает его над всеми живыми существами.

Курс история языкознания призван расширить и углубить общепингвистнческую подготовку студентов, выработать у них подход при изучении истории развития лингвистической мысли. В этом недостаток греческой философии, которого она должна была впоследствии уступить место другим воззрениям. Они впервые обратили внимание на чередования гласных, papafoini учение о трех ступенях подъема гласных. Для бхартрихари и его школы слова являются искусственными, в действительности ничего не выражающими построениями ученых. В течение почти двух тысячелетий правила панини были непререкаемым авто- ритетом в грамматике классического санскрита.

Каждый последующий этап в развитии лингвистической мысли возникал как ферма преодоления противоречий, характерных для предшествующего периода истории науки о языке, новые открытия являлись непосредственным продолжением уже известных закономерностей и теорий, но на более высоком уровне развития науки. Что касается м о р ф о л о г и и , го индийские грамматисты указывали, что она состоит из трех разделов 1) классификация частей речи, 2) образование слов и 3) изменение слов. Понятия корня и суффикса анализируются на основе парадигмы слова панини знакомы понятия нулевой морфемы и внутренней флзксии. Имя они определяли как слово, обозначающее предмет, а глагол как слово, обозначающее действие, как происходящее в настоящее время, так и уже совершившееся. В санскритских словарях глагол дается в форме корня, например древнеиндийская наука о языке оказала огромное влияние на греческую и арабскую лингвистические традиции, а через них — и на последующее развитие языкознания. Различается семь падежей именительный, винительный, орудийный, дательный, отложительный, родительный и местный. ). Индийские лингвисты подробно опи- сали артикуляции звуков, изучили работу органов рсчгмшо ашшрига, дали четкую классификацию звуков по способу и месту их пгмкгюиапин. Однако панини только констатирует факты различия, но не делает из этого никаких теоретических выводов. Она возникла в результате потребности в сохранении точного произношения священных гимнов — вед, а также нормализации санскрита — единого литературного языка древней индии.

Березин Ф. М. История лингвистических учений. — М. , 1984. — 319 с. В книге излагается история основных школ и направлений мирового языкознания, дается характеристика их основных принципов, методик исследования и наиболее важных достижений крупных языковедов прошлого и современности.


Статьи по теме