Диагностика Учебной Мотивации Подростков

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Диагностика Учебной Мотивации Подростков. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Диагностика Учебной Мотивации Подростков.rar
Закачек 2520
Средняя скорость 5661 Kb/s
Скачать

Диагностика учебной мотивации подростков

Существует множество методик исследования учебной мотивации. Правда, большинство авторов, все же, изучают учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста. Так, по методике Гинзбурга М.Р., дается лист, на котором изображено несколько различных картинок. Школьники же должны выбрать несколько из понравившихся и ставить знак «+». Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей. Также, по методике этого автора, детям предлагается анкета, где перед каждым понравившимся высказыванием они должны поставить знак «+». Знаки «+» подсчитываются и выявляется доминирующий мотив обучения у младших школьников.

В нашем исследовании для изучения учебной мотивации детей подросткового возраста мы использовали метод анкетирования. Особенности учебной мотивации мы изучали на подростках, которые являются учениками МОУ СОШ №78 города Волгограда. Наше исследование проводилось в следующих классах: 7 «А», 8 «А», 9 «А», 10 «А», 11 «Б».

Выбор именно этих классов не случаен: во-первых, на момент начала исследования, минимальный возраст учеников в 7 «А» классе составил 12 лет, что по классификации Д.Б. Эльконина, выбранной нами за одну из основ исследования, является началом подросткового периода, а максимальный возраст — 17 лет, наблюдался нами в 11 «Б» классе; во-вторых, выбор именно одного класса из параллели связан с облегчением процесса обработки результатов, в-третьих, преподавателем русского языка (учебной дисциплины, во время которой проводилось исследование) был один и тот же человек во всех классах, которые подверглись нашему исследованию (это необходимо для методики нашего исследования). Всего в нашем исследовании приняло участие 136 человек (7 «А» — 30 человек, 8 «А» — 28 человек, 9 «А» — 29 человек, 10 «А» — 24 человека, 11 «Б» — 25 человек; полный список классов см. в приложении 1).

Ведущим методом нашего исследования стал такой метод, как анкетирование (психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета). По числу респондентов наше анкетирование относилось к группе «аудиторное анкетирование» (особенность этого вида анкетирования заключается в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры), по полноте охвата — сплошное (проводился опрос всех представителей выборки), по типу контактов с респондентом — очное (проводилось в присутствии исследователя-анкетера). В качестве специального оборудования для исследования мы использовали анкету, в котороый был указан ряд возможных мотивов учебной деятельности. Респондентам предлагалось внимательно прочесть все пункты анкеты, а затем подчеркнуть те из них, которые больше всего соответствуют именно их стремлениям к учебе. От детей мы просили написать свой возраст, класс и свою фамилию (фамилия потребовалась для сопоставления результатов анкетирования и успеваемости в четверти). Она содержала следующие варианты продолжения фразы «Я учусь потому, что. »:

2) Хочу больше знать

3) Заставляют родители

4) Потом будет легче хорошо устроиться на работу

5) Без учебы сейчас никуда

6) Нравится учитель

Исследование проходило непосредственно перед началом урока, после перемены. Все исследования были произведены во время урока русского языка, при этом, как уже было отмечено, преподаватель у этих классов был один и тот же.

Обработка результатов проводилась в несколько этапов.

1. Первым этапом стал подсчет абсолютного числа ответов для сопоставления его с общим числом респондентов, а также разделение его по типу учебной мотивации на 6 типов ответа, указанных в анкете (интересно, хочу больше знать, заставляют родители, потом будет легче устроиться на работу, сейчас все учатся, нравится учитель) (см. Таблицу 1)

2. Вторым этапом исследования стало объединение типов ответов на следующие группы учебных мотивов: социальные — установки, определяемые системой общественных отношений и становящиеся побуждением социального субъекта к осуществлению определенных социальных действий (сюда мы отнесли такие ответы, как: «Я учусь потому, что потом будет легче хорошо устроиться на работу» и «Я учусь потому, что без учебы сейчас никуда», «Я учусь потому, что заставляют родители», «Я учусь, потому что нравится учитель») и познавательные — это мотивы, роль которых заключатся в ориентации школьников на овладение новыми знаниями («Я учусь потому, что интересно» и «Я учусь потому, что хочу больше знать»). Также мы разделили ответы еще на два вида мотивации личности: внутренние мотивы — мотивы, при которых человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990) (такие ответы, как «Я учусь, потому что интересно» и «Я учусь, потому что хочу больше знать) и внешние мотивы — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами («Я учусь, потому что без учебы сейчас никуда», «Я учусь, потому что заставляют родители», «Я учусь, потому что нравится учитель», «Я учусь, потому что потом будет легче хорошо устроиться на работу»).

3. Третьим этапом стало разделение общего числа ответов на ответы, принадлежащие двум видам подросткового возраста по классификации Д.Б. Эльконина: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший школьный возраст (15-17 лет). При этом мы произвели сравнение мотиваций двух групп.

4. Четвертым и заключительным этапом стало сопоставление видов мотивации с успеваемостью учеников на уроке Русского языка.

Рассмотрим результаты исследования на каждом этапе:

1. На первом этапе нашего исследования, как уже было сказано, мы провели обобщение по 6 вариантам ответа. Из 136 респондентов наименьшей популярностью пользовался ответ «хочу больше знать» — всего 8.82% учеников находят причину своего обучения в этом. Явного большинства не оказалось, поскольку лидирующие варианты ответов «потом будет легче устроиться на работу» и «сейчас все учатся» набрали примерно равное количество голосов: за ответ, связанный с условиями устройства на работу проголосовали 24.26% опрошеных, а вариант «заставляют родители» показался наиболее близким 23.53% ученикам. Остальные ответы имели примерно одинаковую популярность, которая варьировалась от 11.76% до 15.44% (см. Таблицу 1).

Молчанка
Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Упражнения для развития кинетической и кинестестической основы движений руки

Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед — затем улыбнуться; открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слова целиком, слоги. Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

Упражнения при заикании

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Маргарита ЛУКЬЯНОВА, заведующая лабораторией психолого-педагогической и социальной диагностики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счете качество образования зависят от мотивации внутренней.

Статья, которую мы вам предлагаем, не решает всех проблем мотивированности школьников. Но она поможет учителям держать эти проблемы в поле внимания, работать в этом направлении. Публикация адресована в первую очередь завучам, школьным психологам и руководителям методических объединений.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность» (Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995). Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становиться то или иное поведение.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для различных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики и разработки методики диагностики важно выделить определённые содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации. Поскольку рекомендации эти адресованы учителям, им предстоит пользоваться методикой, она должна быть компактной, чтобы использоваться в любом образовательном учреждении для экспресс-диагностики. Назову пять таких блоков.

Личностный смысл учения. А.К.Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладывание» его к себе, к своему опыту, своей жизни. Постижение смысла учения, его личностной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в разном школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения – общества, семьи. Благодаря этому у многих детей ещё в дошкольном возрасте складывается определённое представление об учебной деятельности. Однако с приходом в школу оно может существенно меняться. Как сложное личностное качество, смысл учения включает: осознание объективной его значимости, нравственными ценностями, приятными в социальном окружении, и прежде всего в семье, уровень притязаний ребёнка, его самооценку. Поскольку всё это в ходе учебной деятельности находится в процессе развития, то и смысл учения может развиваться или угасать.

Особую роль в мотивации имеет успешность учебной деятельности – запас и качество знаний, способы, приёмы их приобретения. Всё, что легче усваивается, становиться более доступным – к тому и интерес не гаснет. Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность.

Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, — целеполагание.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия. Умение ставить цель – показать зрелости мотивационной сферы школьников, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им поведения придаёт человеку определенную нравственную устойчивость.

Виды мотивов учения. Расстроим две группы мотивов – познавательные и социальные.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к знаменитым фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также те, что свидетельствуют об интересе к способам добывания знаний – методам научного познания, саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда. Познавательные мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми. Например: стремление быть полезным обществу, чувство ответственности перед родителями, учителями. К социальным относятся и так называемые позиционные мотивы – стремление занять определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д. Мотивы социального сотрудничества – в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их. Это мотив – основа самовоспитания, самосовершенствование.

Есть и другой вариант классификации мотивов, характеризующий отношение к самой деятельности. Здесь мы различаем внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью). Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д. Если ученики решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы учителей и т.д. Внутренними – интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для ученика.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства , испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, бояться критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции. Такая мотивация связана с низкой самооценкой, неверием в свои силы, в возможность успеха.

Школьники со стремлением к успеху свои победы и неудачи склонны объяснять объемом своих усилий, своим старанием, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те же ребята, которые стремятся избегать неудачи, как правило, объясняют неуспех отсутствием способностей, невезением, а успех – везением или легкостью задания. У них начинает развиваться так называемая выученная беспомощность: попытка что-то делать дальше, предпринимать усилия кажется им бессмысленной.

Отсюда вытекает основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Все эти мотивы мы учитывали при составлении диагностической методики.

Реализация мотива в поведении. Следует отличать мотивы от мотивировки. Как правило, она является «социально-желательным» объяснением отдельных поступков и поведения школьников. Мотивировка поступка может быть результатом опасения негативной оценки со стороны учителя. Учитывая это, мы и ввели блок «Реализация мотива в поведении». В нем отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий. Важно в данном случае определить устойчивость мотивов, частоту их проявления, актуализации во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.

Школьник с внутренним мотивом, личностным смыслом с удовольствием работает над освоением учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает любознательность. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей, влияют на выбор профессии. Это большая ценность для человека.

И, наконец, 5-й блок – эмоциональный компонент мотивации учения.

Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение к учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение, и зависит от особенностей деятельности и её организации.

Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками: отсутствием конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной отметки, эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом – всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательное отношение к предмету, увлеченность им. Ученик живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.

Всеми силами школе, учителю следует заботиться о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю, а то и к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство. Давайте задумаемся вот над чем: мы провозгласили личностно-ориентированную, гуманистическую пародигму. Но отказались ли от привычной угрозы «двойкой», вызовом родителей и т.д.? А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши действия. Как часто у школьника возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть «плохим учеником», у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке. Право же, это и учителям полезно.

Как я уже говорила, мотивация в различных возрастных группах школьников проявляется по-разному. Чтобы понять возрастную специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех её показателей) считаю целесообразным проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Нами разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для различных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся различных возрастов, что мы и считали необходимым отразить при составлении анкет.


Статьи по теме