Конспект Урока по Литературе 9 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Урока по Литературе 9 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Конспект Урока по Литературе 9 Класс.rar
Закачек 1164
Средняя скорость 7332 Kb/s
Скачать

Лекция с элементами беседы

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе № 1 . Введение. Литературные направления, школы, движения.

познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;

обобщить знания, расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока : Лекция с элементами беседы.

Методы обучения : Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико -литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

-Что такое литература?

— Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

— Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

— К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

  1. Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.
  2. Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

— Что нового в содержании учебника?

— По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

— Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

  1. Лекция. Запись тезисов и определений.

***Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Л и тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худ о жественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими х у дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературн о го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов . Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс — это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление — устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления : классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII — начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений — это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный — в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» — места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental — чувствительный, от французского sentiment — чувство) — литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные — расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители — Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм — — художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой — воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis — вещественный, действительный) — литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма — соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern — новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX—XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм — — нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860—1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства — не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ — выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) — модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм — одно из основных авангардистских направлений (авангардизм — крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами — контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);

2. с. 10-14-прочитать.,пересказать сюжет «Слова..»,опираясь на текст(с.223)

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

по литературе с использованием

интернет-технологий по теме:

«Чичиков: «сильная личность» или «человек с мелкими страстями»?»

урока по литературе в 9 классе

Тема: «Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой».

Цель: раскрыть средства создания образа Чичикова и его композиционную роль.

Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, строят монологическое высказывание и обосновывают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета.

Проверка домашнего задания.

Презентация (приложение, слайд 1): вопросы, помогающие активизировать ход дискуссии.

Какими чертами наделил своего героя Гоголь?

Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько интересен этот герой современному читателю?

Мертвые души сегодня…

2. Слово учителя о композиционной роли образа Чичикова:

По жанру «Мертвые души» — поэма, лиро-эпическое произведение, с

элементами романа. С образом Чичикова связано романное начало. В целом

сюжет «Мертвых душ» хроникальный, и образ Чичикова играет

связующую роль, особенно в гл. 2-6. Читатель следует за Чичиковым, он

как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», в этом своеобразном

Презентация (приложение, слайд 2): Чичиков в определении Гоголя.

Черновой текст — ПРОЖЕКТЁР,

окончательный текст – ХОЗЯИН, ПРИОБРЕТАТЕЛЬ.

Слово учителя о средствах раскрытия образа – детали.

— Давайте попробуем разобраться: кто же такой Чичиков: «сильная

личность» или «человек с мелкими страстями»?»

Раскрыть этот образ помогут детали

(Деталь – от фр. Detail – часть, подробность; значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. в произведении с деталью связан идейно-тематический мотив.)

Работа в группах (каждой группе по 4-5 человек выдается листок с перечислением деталей (приложение); работа с художественным текстом: выписать цитаты, помогающие представить образ Чичикова; обсуждение вопросов, представленных на слайде 1, обоснование своей точки зрения).

Выступление каждой группы: высказывание своей точки зрения.

Вывод – Приведенные примеры и ваша точка зрения в достаточной степени показывают, как, работая над образом Чичикова, автор стремился подчеркнуть стяжательство (накопительство), грубость и циничный эгоизм этого собственника-приобретателя. Но цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Урок литературы в 9 классе

Тема урока. Характеристика «фамусовского общества» (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Предметные: актуализировать понимание учащимися темы и идейного содержания комедии, помочь понять реакционную сущность фамусовской среды и значение критического изображения московского дворянства для русской действительности времён А.С.Грибоедова.

Личностные: вызвать у учащихся презрение к людям, которые имеют низкий моральный уровень, попирают человеческое достоинство, презирают тех, кто «рангом ниже», кто льстит, лицемерит, делает карьеру непотребными методами, ненавидит образование, культуру; помочь понять, куда может привести страну общество невежественных и необразованных людей.

Метапредметные: закрепить умение внимательно слушать школьную лекцию, выделять главное в содержании, правильно цитировать, подготовить к написанию сочинения на одну из предложенных тем; убеждать личным примером, что лучше писать сочинение самому, чем скачивать из интернета.

Тип урока: обобщение знаний.

Форма проведения: школьная лекция.

Оборудование: портрет А.С.Грибоедова, иллюстрации к уроку, текст комедии, план лекции учителя для сравнения и корректировки в конце урока.

Объявление темы, постановка задач, мотивация учебной деятельности.

Рефлексия. Выборочная проверка составленных планов лекции. Сверка с учительским вариантом, корректировка по необходимости.

тем учащимся, которые выбрали для сочинения эту тему, подготовить черновик сочинения;

остальным учащимся подготовить связный устный ответ по теме урока.

План учителя (для сверки и коррекции в конце урока)

Тема, идейное содержание комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Обличение реакционного «фамусовского общества».

Фамусов – яркий представитель «века минувшего».

Молчалин – ровесник Чацкого, его счастливый соперник.

Скалозуб – представитель тупой аракчеевской военщины.

Галерея образов реакционного московского дворянства:

а) властная барыня старуха Хлёстова;

б) многочисленное семейство Тугоуховских;

в) пустой фразёр Репетилов;

г) поклонники всего иностранного бабушка и внучка Хрюмины.

III . Значение изображения «фамусовского общества» для русской действительности времён А.С.Грибоедова.

Перед читателем комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» проходит всего один день в доме барина средней руки Фамусова. Однако автор дал возможность почувствовать дух того времени, быт и нравы московского дворянства, движение передовой мысли в России, взгляды на крепостническое право, просвещение и воспитание. Автор показал столкновение выходящих на арену истории прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

Фамилия Фамусов происходит от графической передачи английского слова « famus », что значит известный, знаменитый. Впервые он появляется перед зрителями и читателями в неприглядном виде в сценах с Лизой, продемонстрировав низкий моральный уровень. В людях ценит чины и богатство. Он и дочери говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Признаёт старые екатерининские порядки, когда можно было лестью и низкопоклонством снискать расположение императрицы, получить чин. Фамусов – помещик-крепостник. Он считает вполне законным распоряжаться крестьянами как угодно, не признаёт в них человеческое достоинство. Со слугами груб, ворчлив, обзывает их ослами и чурбанами. По речи Фамусова можно определить, что это человек не очень образованный, но хитрый и властный.

Молчалин поставил перед собою цель достичь в жизни «степеней известных». Уверен, что достигнет многого, потому что «нынче любят бессловесных». Он понял дух барства и свою тактику в жизни определяет так: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья: хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платье… собаке дворника, чтоб ласкова была». Выбранная им тактика уже оправдала себя: он получил три ордена по службе и продолжает жить в лести и низкопоклонстве. Льстит незаметно, при каждом удобном случае всем, кто может быть ему полезен. Прикидывается влюблённым в Софью, потому что она дочь его начальника. Когда же его лицемерие открылось, он ползает перед ней на коленях, но не потому, что почувствовал вину, а потому, что может пострадать его карьера. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свои суждения иметь», что зависеть от других нужно до тех пор, пока «в чинах мы небольших». Когда сам же станет важным чиновником, развивает он свою мысль дальше, другие будут зависеть от него.

Скалозуб – такой же карьерист, как и Молчалин. Добрался до звания полковника, «метит в генералы». Считает, что ему везёт на товарищей, после которых освобождаются вакантные места: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». Он глуп и представляет тупую аракчеевскую военщину. Его интересуют чины и награды, муштра, команды. По своему низкому интеллектуальному уровню не может понять, что говорит Чацкий. Скалозуб – ярый враг просвещения и науки. Он с удовольствием сообщает о новом проекте, по которому в школах будут учить шагистике, а «книги сохранят так, для больших оказий». Устами Чацкого ему дана меткая характеристика: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие манёвров и мазурки». Люди, подобные Скалозубу, расстреляли декабристов на Сенатской площади.

Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба и прислуживающих им подхалимствующих чиновников молчалиных. А.С.Грибоедовым выведена целая галерея образов реакционного московского дворянства, главной чертой которых является непримиримая вражда к культуре и просвещению, отказ от социального и духовного прогресса. Вот типичная крепостница старуха Хлёстова, властная барыня, своего рода мать-командирша. Держится и говорит грубо. Ума не лишена, но высокой культурой не отличается. Многочисленная семья Тугоуховских признаёт в людях только богатство, знатность, чины. Интересы княжон – наряды и сплетни, родители же озабочены поисков богатых женихов. Невежество – их фамильная черта. Характерен для «фамусовского общества» и никчёмный Репетилов. Рядом с Чацким он выглядит как накипь московского либерализма и политического приспособленничества. Репетиловщина как явление – это пустое фразёрство. Доказательство тому – его слова: «Шумим, братцы, шумим» и его же слова о себе: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». Он женился на дочери важного чиновника, изменив мечте сделать карьеру. Живёт привольно, играет в карты, посещает балы, обеды. Хрюмины — колоритные представители старой московской знати. Бал в доме Фамусовых для них настолько важен, что они приезжают первыми. Причина очевидна: графиня-внучка, синий чулок, находится в поисках жениха и не пропускает ни одного приёма. Она по тогдашней моде больше говорит на французском, чем не русском языке. У неё нет собственного мнения, она с лёгкостью подхватывает то, что говорят и с удовольствием разносит слухи. Графиня-бабушка коверкает слова на французский манер, использует много иностранных слов в речи. Реплики и слова этих героинь включены автором в комедию для комизма.

«Фамусовское общество» — это общество со своими идеологическими представлениями, взглядами на жизнь. Будучи хозяевами жизни, они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь еще и дорожат дворянством», — говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых. Пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Они понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 года, не заслуживает такого жалкого существования. Назревал конфликт между прогрессивным дворянством и помещиками-крепостниками, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». Комедия А.С.Грибоедова имела большое значение потому, что была написана именно в это время и отражала глобальные проблемы современности, близкие передовым людям эпохи.


Статьи по теме