Курсовая Работа Психология Развития

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Курсовая Работа Психология Развития. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Курсовая Работа Психология Развития.rar
Закачек 3922
Средняя скорость 5855 Kb/s
Скачать

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

I. Организационно-методический раздел 5

Цель дисциплины 5

Учебные задачи дисциплины 5

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины 5

Формы контроля 6

II. Содержание дисциплины 6

Содержание разделов дисциплины 6

Обеспечение содержания дисциплины 7

III. Образовательные технологии 10

IV. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 10

Рекомендуемая литература 10

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины 11

Материально-техническое обеспечение дисциплины 11

V. Оценочные средства 12

Тематика курсовых работ 12

Вопросы к зачёту 12

VI. Тематический план изучения дисциплины 12

Принятые сокращения 13

Приложение 1 14

Выдержка из текста

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина «Психология развития» обеспечена курсом лекций, заданиями для самостоятельной работы.

V. Оценочные средства

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с положением «О фонде оценочных средств в ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

Тематика курсовых работ

Выполнение курсовых работ по дисциплине «Психология развития» учебным планом не предусмотрено.

Вопросы к зачёту

Объект и предмет изучения психологии развития.

Основные теоретические и практические задачи психологии развития и их соотношение.

Структура психологии развития.

Методы исследования психического развития.

Специфика применения методов в работе с разными возрастными группами.

Теоретические взгляды С.

Сильные и слабые стороны теории рекапитуляции С. Холла

Теоретические взгляды К. Бюлера.

Сильные и слабые стороны теории трех ступенчатого развития К. Бюлера

Теоретические взгляды сторонников нормативного подхода.

Сильные и слабые стороны нормативного подхода.

Теоретические взгляды сторонников теории «чистой доски».

Сильные и слабые стороны сторонников «чистой доски».

Теоретические взгляды В. Штерна.

Сильные и слабые стороны теории конвергенции двух факторов В. Штерна

Теоретические взгляды З. Фрейда.

Сильные и слабые стороны психодинамической концепции З. Фрейда

Теоретические взгляды Э. Эриксона.

Сильные и слабые стороны эпигенетической концепции Э. Эриксона

Теоретические взгляды Ж. Пиаже.

Сильные и слабые стороны концепции развития интеллекта К. Пиаже

VI. Тематический план изучения дисциплины

№ Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоя-тельная работа (формы, часы) Интерактивные формы обучения Формы текущего контроля Лекции Практи-ческие занятия Лабора-торные работы Всего Предмет психологии развития Теория рекапитуляции С. Холла Теория трехступенчатого развития К. Бюлера Нормативный подход Теория «чистой доски» Теория конвергенции двух факторов Психодинамическая концепция З. Фрейда э Эпигенетическая концепция Э. Эриксона К Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже Итого: Всего по дисциплине: зачёт

п/п Сокращение Вид работы лит. самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой п.з. выполнение письменной домашней работы г. д.п. групповые дискуссии и проекты п.т. психологические и иные тренинги тест анализ результатов тестирования

Формирование бальной оценки по дисциплине

В соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» распределение баллов, формирующих рейтинговую оценку работы студента, осуществляется следующим образом:

  • Виды работ Максимальное количество баллов Посещаемость

20. Текущий и рубежный контроль

20. Творческий рейтинг

20. Промежуточная аттестация (зачёт)

В соответствии с утверждённым рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению по дисциплине «Психология развития» предусмотрено:

  • Текущий рубежный контроль.

Расчёт баллов по результатам текущего и рубежного контроля:

  • Форма контроля Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) Количество баллов, максимально Текущий и рубежный контроль, в т. ч. Предмет психологии развития выполнение письменной домашней работы 3 Теория рекапитуляции С. Холла анализ результатов тестирования 2 Теория трехступенчатого развития К. Бюлера выполнение письменной домашней работы 2 Нормативный подход анализ результатов тестирования 2 Теория «чистой доски» выполнение письменной домашней работы 2 Теория конвергенции двух факторов анализ результатов тестирования 2 Психодинамическая концепция З. Фрейда выполнение письменной домашней работы 2 Эпигенетическая концепция Э. Эриксона анализ результатов тестирования 2 Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже выполнение письменной домашней работы

Распределение баллов осуществляется по решению методической комиссии кафедры и результат распределения баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:

  • Наименование раздела/ темы дисциплины Вид работы Количество баллов Составление сводного анализа по теоретическим концепциям Индивидуальная работа

8. Подготовка презентации к защите проекта «Теории развития: современный взгляд на проблему» Групповая работа

Промежуточная аттестация (зачёт).

Зачёт по результатам изучения учебной дисциплины «Психология развития», складывается из ответа на 2 вопроса. Исчерпывающий ответ на один вопрос оценивается в

2. баллов. В случае частично правильного ответа на вопрос, студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией.

Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом:

  • Перевод 100-балльной рейтинговой оценки в традиционную четырёхбальную

100-балльная система оценки Традиционная четырёхбальная система оценки 85 —

10. баллов оценка «отлично»/»зачтено» 70 —

8. баллов оценка «хорошо»/»зачтено» 50 —

6. баллов оценка «удовлетворительно»/»зачтено» менее

5. баллов оценка «неудовлетворительно»/»не зачтено»

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней — 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет — мужчины, 21-35 лет — женщины; второй период: 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет — женщины); пожилой возраст (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины); старческий возраст (75-90 лет — мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше). В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 — у женщин, а второй — 25 лет у мужчин и 20 — у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях. В данном курсовом проекте будет рассмотрена тема »Возрастная психология», в первой главе будет описано психическое развитие людей разных возрастов. Вторая глава будет посвящена изучению вопроса особенности развития ребенка и формирования личности в юношеском возрасте.

1. Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в., возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами возрастной психологии являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста; геронтопсихология. Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.

Особое место в современной возрастной психологии занимает группа генетико-моделирующих методов, основанных на каузально-генетическом методе Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода активного формирующего эксперимента (Л. Я. Гальперин) и других обучающих методов ведется в процессе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического развития субъекта. К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости. Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

2. Динамика психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью — социальная ситуация развития.

Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

3. Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:

из спонтанного мировоззрения (public);

из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;

из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;

— из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;

Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни — ступень воплощения — структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)

Рис.1. Схема развития субъективной реальности. Ступень воплощения

Разработано Абдурахмановым Р.А., канд. психол. наук, доц.

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению

«Психология» (030300.62), руководителей курсовых работ по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», а также для организаторов учебного процесса.

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

©СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Методическое пособие адресовано студентам, выполняющим в процессе обучения курсовую работу по дисциплине 1351 «Психология развития и возрастная психология», а также руководителям данной курсовой работы и организаторам учебного процесса.

Курсовая работа — самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, предназначенная для формирования у студентов теоретических знаний и практических навыков, умений работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Структура и содержание курсовой работы, порядок ее выполнения, оформления и аттестации определены учебно-методическим пособием «Курсовая работа. Порядок написания и оформления (9049.х1.01;2, 2007 г.)».

В настоящем пособии изложены цель и основные задачи курсовой работы, темы курсовых работ и примерные дидактические планы по каждой теме, порядок аттестации курсовых работ
2 Цель и задачи курсовой работы

2.1 Целью курсовой работы является, с одной стороны, систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине, формирование у будущих психологов понимания закономерностей онтогенеза психики и личности на каждом этапе возрастного развития, с другой — приобретение и развитие студентом при выполнении конкретного исследования по курсовой работе таких важных личностных качеств, как: инициативность, целеустремленность, ответственность, умение работать самостоятельно, способность к творческой деятельности. В этой связи студент, выполнивший курсовую работу, должен:

— детерминанты психического развития ребенка;

— закономерности соотношения обучения и развития;

— возрастную периодизацию психического развития;

— психологическую природу кризисов и закономерностей онтогенетического развития психики и личности в период основных этапов жизни человека;

— специфику, условия и детерминанты психического развития в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах;

— психологические особенностеи подросткового и юношеского возраста;

— психологию студенчества и молодости, зрелых возрастов, старения и старости.

б) уметь (быть способным):

— работать с литературой, анализировать источники по проблеме исследования, делать обстоятельные и обоснованные выводы;

— грамотно и логически обоснованно излагать свои мысли и идеи;

— четко формулировать и аргументированно обосновывать предложения и рекомендации по результатам выполненного исследования;

— искать и находить информацию, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их и т.п.;

— при изучении литературы критически подходить к оценке мнений других авторов (изложив свое мнение по спорному вопросу, студент должен указать, какую из названных точек зрения он поддерживает и почему, либо высказать и мотивировать свою точку зрения на рассматриваемую проблему);

— практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с тематикой курсовой работы;

— применять современные информационные технологии при сборе и анализе данных, а также при проведении научных исследований;

— логически верно, грамотно и ясно строить письменную и устную речь;

— работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

— осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных в курсовой работе задач;

— использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач, решаемых в курсовой работе;

— четко формулировать и обосновывать предложения и рекомендации по результатам выполненного исследования;
в) владеть:

— современными приемами научного исследования и использованием их на практике;

— современными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

— терминологией (совокупностью терминов) по предметной области курсовой работы;

— навыками самостоятельного научного исследования;

— аналитическими навыками, т.е. способностью искать и находить информацию, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их и т.п.

2.2 Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

  1. Обоснование актуальности и значимости темы работы в теории и практике психологии развития.
  2. Исследование состояния и разработанности выбранной темы исследования.
  3. Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий психологии развития и возрастной психологии, относящихся к данной проблематике.
  4. Сбор и анализ информации по проблеме данного исследования с использованием современных средств получения, хранения и переработки информации.
  5. Разработка практических рекомендаций и предложений по данной тематике курсовой работы.
  6. Формирование навыков самостоятельной работы с психологической информацией на всех этапах выполнения курсовой работы – от обоснования актуальности до формулировки выводов и рекомендаций.

3 Темы курсовых работ и примерные дидактические планы

Темы курсовых работ сформированы на основе примерного перечня, содержащегося в рабочей программе дисциплины «Психология развития и возрастная психология». Дополнительно к этому примерному перечню разработчиком пособия предложено восемь тем. Эти темы актуальны, соответствуют содержанию дисциплины «Психология развития и возрастная психология» и отвечают современным научным достижениям в сфере психологии развития и возрастной психология.

Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам приведены в таблице 1.

Дидактические планы названы примерными потому, что по усмотрению студента и руководителя курсовой работы они могут быть расширены за счет включения в них дополнительных дидактических единиц. Такое расширение должно быть обосновано необходимостью более полного раскрытия темы, а также более эффективного достижения цели и задач, поставленных перед курсовой работой. При выполнении курсовой работы, в первую очередь, должны быть раскрыты дидактические единицы, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 Темы курсовых работ и примерные дидактические планы по темам

Продолжение таблицы 1

Начало профессиональной идентификации.

Продолжение таблицы 1

Отождествление оценки с оценкой личности.

  1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М. : Сфера, 2008.
  2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л.Ф. Обухова — М. : Юрайт, 2010.
  3. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учеб. пособие
    / Н. Н. Палагина М.:Московский психолого-социальный институт, 2005
  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] : учебник / И. В. Шаповаленко. — М. : Гарадарики, 2009.
  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [ЭР] : учебник / Г. С. Абрамова. — М., 2003. Электронная библиотека «открытая книга». (www.openbook.su)
  2. Бархаев, Б. П. Онтогенез психических процессов и личности человека. 2006 — [ЭР] : рабочий учебник — http://lib/library
  3. Бархаев, Б. П. Психологические характеристики зрелости, старения и старости. 2006 — [ЭР] : рабочий учебник / Б. П. Бархаев. — http://lib/library
  4. Бархаев, Б. П. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. 2006 — [ЭР] : рабочий ученик / Б. П. Бархаев. — http://lib/library
  5. Бархаев, Б. П. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. 2006 — [ЭР] : рабочий ученик / Б. П. Бархаев. — http://lib/library
  6. Низамов, Ф. Х. Морфофункциональные закономерности психофизиологического созревания отделов головного мозга в онтогенезе [Текст] / Ф. Х Низамов. — М. : СГА, 2006
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии [ЭР] : учеб. пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. Электронная библиотека «открытая книга». (www.openbook.su)

Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова

Корректор М.А. Кошкина

Оператор компьютерной верстки М.Г. Панин

НАЧОУ ВПО «Современная Гуманитарная Академия»


Статьи по теме