Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Методология Научных Исследований Мокий скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Закачек 3307
Средняя скорость 6475 Kb/s
О книге «Методология научных исследований. Учебник для магистратуры»
Без изучения накопленного философией и методологией науки опыта невозможно формирование современного ученого. Неоценимую помощь в процессе этого изучения и призвана оказать данная книга. Учебник предназначен для учащихся аспирантуры и магистратуры прежде всего экономического профиля, однако рассмотренные в нем методологические проблемы, процедуры и уровни научных исследований имеют общенаучный характер. Без сомнения, издание заинтересует не только молодых ученых различных областей научных исследований, но и любого образованного мыслящего человека.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Методология научных исследований. Учебник для магистратуры» Михаил Стефанович Мокий бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА
М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий
Учебник для магистров
Под редакцией М. С. Мокия
Допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям
Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
УДК 30 ББК 87я73
Мокий Михаил Стефанович — доктор экономических наук, профессор ГУУ, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, профессор РАНХиГС при Президенте РФ;
Никифоров Александр Леонидович — доктор философских наук,
профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН; Мокий Владимир Стефанович — PhD in Economics, директор
Института трансдисциплинарных технологий.
Ивантер В. В. — академик РАН, директор Института социально-эко-
номических исследований РАН РФ;
Ерзнкян Б. А. — доктор экономических наук, профессор, заведую-
щий лабораторией ЦЭМИ РАН.
Методология научных исследований : учебник для магистров /
М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. —
М. : Издательство Юрайт, 2015. — 255 с. — Серия : Магистр.
Учебник подготовлен на кафедре истории экономической науки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в рамках гранта «Развитие инновационных клиентоориентированных образовательных программ на основе когнитивных технологий и реинжиниринга вуза». Предназначен для студентов магистратуры и аспирантуры, прежде всего экономического профиля. Цель учебника — сформировать у начинающих исследователей ясное понимание того, с какими проблемами сталкиваются ученые, стараясь добыть новые знания. Однако рассмативаемые в учебнике методологические проблемы, процедуры
и уровни научных исследований имеют общенаучный характер, поэтому ничто не мешает пользоваться учебником магистрам, студентам
и аспирантам всех специальностей.
Содержание учебника соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.
Для студентов аспирантуры и магистратуры учебных заведе-
ний экономического профиля , а также для обучающихся по другим специальностям.
УДК 30 ББК 87я73
Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией «Гарант»
© Коллектив авторов, 2013
© ООО «Издательство Юрайт», 2015
Глава 1. Логика, процедуры и уровни научного
Терминология научного исследования
1.2. Эмпирические уровень и процедуры
Теоретический уровень научного
1.3.1. Проблема, гипотеза, концепция
1.3.2. Научная теория. Сущность,
структура и функции
Контрольные вопросы . и задания
Глава 2. Основные философско-методологические
проблемы . научных исследований
Понятие знания и познания
Мировоззрение как основа
Понятие истины в научных
2.3.1. Проблемы установления
2.3.2. Истина как «маркер»
Проблема демаркации, или Что такое
Контрольные вопросы . и задания
Глава 3. Методологические проблемы научных
исследований в экономике .
Методы научных исследований
и особенности их применения
в экономической науке .
Контрольные вопросы и задания .
Глава 4. Трансдисциплинарные методы
в экономических исследованиях .
4.1. Состояние и проблемы системного
4.2.1. Модель информационной
4.2.2. Модель временной (темпоральной)
4.2.3. Модель пространственной единицы
4.2.4. Гармония и дисгармония временных
и информационных аспектов
Контрольные вопросы и задания .
Примерная тематика рефератов по курсу
«Методология научных исследований» .
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут просты.
Мы не случайно взяли эпиграфом книги слова библейского мудреца. Проблемы «обдумывания стези» привлекали внимание мыслителей, ученых и философов еще в древности, начиная
с античной эпохи. Однако активная дифференциация научных направлений в ХХ в. обусловила настоящий бум в изучении этих проблем, причем не только среди философов, но и значительного числа представителей конкретных наук. Прогресс человечества, достижения в области естественных наук, с одной стороны, и очевидная «слабость» в достижениях общественных наук, особенно экономической, проявившаяся в условиях глоба-
лизации человеческой деятельности, вновь и вновь актуализирует вопрос о том, что такое наука . В настоящее время философия науки представляет собой совокупность совершенно разных концепций понимания того, что такое наука. Это естественно, поскольку развитие науки обнаружило сложность самих объектов исследования и многофакторность их развития. Проблема исследования таких объектов обусловила проблему выбора оптимальных методов их познания и, как следствие, появление специального научного направления — методологии науки.
Несмотря на существенные расхождения этих концепций в понимании природы научного знания, методов науки и форм ее развития, в них есть нечто общее. Как бы ни расходились мы в понимании того, что такое наука, мы вынуждены согласиться
с тем, например, что Лавуазье внес решающий вклад в возникновение современной химии, Дарвин создал теорию биологической эволюции, Мендель стоял у истоков генетики, а А. Смит и Ф. Кэне заложили основы классической экономической теории. И это создает почву для рассмотрения тех результатов,
с которыми должен быть знаком каждый ученый, задумывающийся над статусом собственной дисциплины, стремящийся глубже понять ее структуру и ее методы. Кроме того, в научных
исследованиях имеется большая совокупность методов, доказавших на практике свою эффективность в получении новых знаний.
Поэтому при написании данного учебника мы исходили из следующего.
1. Формирование ученого, да и просто хорошего профессионала начинается прежде всего с изучения понятийного аппарата , терминологии и логики научного поиска. К сожалению, как показывает опыт руководства научными работами студентов, аспирантов и соискателей, а также участие авторов в заседаниях диссертационных советов, многие начинающие исследователи недостаточно владеют указанными выше вопросами.
2. Известный экономист и методолог экономической науки
М. Блауг так описывает свой интерес к методологии: «…когда я использую термин “экономическая методология”, я веду речь не о методах и технике экономических исследований, а уже о методологии в непосредственном смысле слова: об изучении принципов, регулярно применяемых при формулировке и обосновании экономических теорий» 1 . По нашему мнению, каждый образованный человек, тем более — человек с высшим образованием, и тем более — ученый, должен понимать и быть в курсе решения философско-методологических проблем, которые стоят перед наукой вообще. Без изучения накопленного философией и методологией науки опыта невозможно формирование современного ученого исследователя.
3. Этот учебник предназначен экономистам. А в этой области познания дело обстоит таким образом. Представители естественных наук с большой неохотой признают экономическую науку наукой. В крайнем случае, «самой ненаучной из наук». Конечно, в этом есть заслуга и самих экономистов, которые довольно хорошо объясняют, почему что-то произошло или не получилось, но в области прогнозирования поведения объекта под названием «экономические отношения» успехи гораздо скромнее. Казалось бы, ну и что? Сейсмологи также не могут предсказать землетрясения, однако никому в голову не приходит называть сейсмологию «неточной наукой», видом научной рефлексии или искусством. Тем не менее в среде ученых-экономистов подобные характеристики — довольно распространенное явление. На наш взгляд, это след-
1 Блауг М . Несложный урок экономической методологии // Thesis. 1994.
ствие чрезвычайной сложности объекта исследования — экономических отношений. Поэтому необходимо выявить существенные признаки объекта, в противном случае не совсем понятно — что мы стараемся изучать.
4. В настоящее время ведется оживленная дискуссия относительно методологических вопросов изучения экономических отношений. Необходимо понимать роль, место и возможности существующих методов исследования для того, чтобы выбирать адекватные сложности объекта методы исследования и верно трактовать результаты, полученные с их помощью. В связи с тем что по затронутым проблемам издана масса специальной литературы, мы позволили себе обобщить и выделить те методологические положения, которые являются интерсубъективными, т.е. принимаются большинством ученых. В тех случаях, когда по излагаемым вопросам в научной литературе имеются различные мнения, мы будем излагать читателям суть проблем
и предлагаемые решения. Конечно, трудно было удержаться
и не показать наше видение путей решения излагаемых проблем, свои суждения. В этой связи читателям предлагается оценить, насколько они логически выверены.
Изложенные выше соображения обусловили структуру учебника как изложение логики и терминологии научных исследований и изучение принципов, лежащих в основе формулирования проблем и обоснования экономических теорий. Для облегчения понимания сути обсуждаемых вопросов и проблем каждая глава заканчивается выводами, контрольными вопросами и заданиями. В конце учебника приводится глоссарий, в котором собраны основные определения. Глоссарий представляет собой список определений по главам. По нашему мнению, такое построение глоссария позволит вам с наименьшими затратами времени подготовиться к зачету по данному предмету, там где он есть в программе обучения, или легче усвоить совокупность понятий, относящихся к данной главе — при самостоятельном изучении методологии научного исследования. Список рекомендуемой литературы и интернет-ресур- сов по рассматриваемой тематике позволит вам, в случае необходимости, более детально изучить отдельные вопросы. Кроме того, в качестве помощи для проведения семинарских занятий предложен список тем рефератов, углубляющих и расширяющих ваше понимание и кругозор по обсуждаемым на семинаре темам.
Мы надеемся, что изучение материалов учебника позволит
• логику научного исследования, процедуры и уровни научной работы;
• методы научного исследования, сферу и особенности их применения вообще и в экономических исследованиях
• значение мировоззренческих позиций в научных исследованиях;
• современное состояние философско-методологических проблем в науке;
• сложность и особенности исследования такого объекта,
как экономические отношения;
• правильно обозначать объект и предмет научного исследования, ставить проблемы, изыскивать факты, строить гипотезы и их доказательства;
• ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современ-
ном этапе ее развития;
• навыками проведения начальных этапов научных исследований и работ;
• навыками научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных решений.
Иными словами, добросовестное изучение данного учебника позволит вам быть более компетентным специалистом
в области методики и методологии научных исследований. Надо отметить, что процесс обсуждения текста, стиля, опре-
делений, проблем и путей их решения происходил достаточно бурно, но, в конце концов, авторы приходили к единому мнению. В эти дискуссии вовлекались коллеги и друзья. В связи с этим авторы хотели выразить самую сердечную благодарность коллективу кафедры истории экономической науки Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, где оттачивались многие понятия и теоретические положения. И особенно профессору А. С. Квасову, в беседах с которым была значительно смягчена резкость суждений и излишняя безапелляционность некоторых оценок и усилена аргументация теоретических положений, высказываемых в книге.
И последнее. Президент США Гарри Трумэн однажды сказал, что хотел бы найти «однорукого» экономиста, потому что в ответ на любое его обращение к специалистам он слышал: «С одной стороны… с другой стороны…» (по английски — on the one hand, on the other hand ). Мы надеемся, что изучение данного учебника позволит вам преодолеть «многорукость» предлагаемых решений в области экономики и поднять на новый уровень исследования в области экономической теории и практики.