Основания Презентация по Химии 11 Класс

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Основания Презентация по Химии 11 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Основания Презентация по Химии 11 Класс.rar
Закачек 1249
Средняя скорость 5462 Kb/s
Скачать

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Особое основание: гидрат аммиака NH3 ⋅ H2O

Классификация Физические свойства

  • Физические свойства: твердые кристаллические вещества.
  • В воде растворимые называются — щелочи: LiOH, NaOH, KOH, CsOH, RbOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2,Ba(OH)2,
  • Другие — малорастворимы.

Проверь себя

  • 1.Формулы двух щелочей приведены в паре:
  • LiOH и Mn(OH)2
  • Fe(OH)2 и Cu(OH)2
  • NaOH и Ba(OH)2
  • Cr(OH)2 и Sr(OH)2
  • 2.Формулы двух оснований приведены в паре:
  • KOH и HCOOH
  • LiOH и С2H5OH
  • H3PO3 и Al(OH)3
  • Fe(OH)2 и Cu(OH)2

Проверь себя

  • 3. Формулы только оснований приведены в пункте:
  • HCOOH , Ca(OH)2
  • ZnSO4 , NaOH
  • Ba(OH)2 , LiOH
  • Al(OH)3 , Ca(NO3)2
  • 4. Сильное основание и сильная кислота находятся в пункте:
  • Cu(OH)2 и H2CO3
  • Zn(OH)2 и HCl
  • NaOH и H2S
  • KOH и H2SO4

Проверь себя

  • В перечне веществ А) гидроксид бария Б) гидроксид цинка В) хлорид гидроксомагния Г) гидроксид калия Д) гидроксид цезия к классу оснований относятся
  • БГД
  • АВД
  • АГД
  • АБГ

ПОЛУЧЕНИЕ

Урок обобщения знаний учащихся по теме «Основания»

Предварительный просмотр:

Тип урока: Обобщение

  • обобщить знания о классификации оснований.
  • актуализировать ранее полученные знания учащихся о составе и свойствах органических и неорганических оснований;
  • используя метод химического эксперимента закрепить знания учащихся о свойствах оснований;
  • развивать практические умения и навыки учащихся
  • развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;
  • воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

— проявление творческого отношения к процессу обучения.

— умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

— умение вести наблюдение.

— умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— умение соотносить учебные действия с известными правилами;

— умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— умение формулировать высказывание;

— умение согласовывать позиции и находить общее решение;

— умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

— умение характеризовать процесс растворения веществ с позиций представления оснований с точки зрения ТЭД;

— умение распознавать вещества и писать уравнения химических реакций

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, лабораторная посуда,

Реактивы: HCI, NaOH, FeCI 3 , CuCI 2 , индикаторы, лабораторная посуда, вода

I. Организационный момент.

• Приветствие друг друга

• Проверка готовности к уроку

• Настрой на работу

• Что изучали на прошлом уроке?

• Какого плана мы обычно придерживаемся, изучая вещества?

1. Общая формула и строение молекулы

3. физические свойства

4. химические свойства

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.

III. Изучение новой темы.

1. Представление новой темы, формирование цели урока.

Сегодня на уроке нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика, но прежде чем это случится, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

* Чем мыли волосы женщины в Древней Руси? (Раствором золы).

А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловый или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть и вымыть волосы. Полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием «щелок».

* А как выдумаете, почему я вспомнила об этом растворе ?

(Вспомнили о нем потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов некоторых веществ, о которых мы сегодня будем говорить).

Что это за вещества и к какому классу они относятся? (Щелочи, класс — Основания)

Слайд 1 Тема урока «ОСНОВАНИЯ»

«Чтобы познать нужно научиться наблюдать»

Какова цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать знания об основаниях)

2. Понятие «ОСНОВАНИЕ»

Какие же вещества называют основаниями?

Основания —это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла, связанные с одной или несколькими гидроксогруппами (в зависимости от степени окисления металла).

Основания – это электролиты, которые образуют в качестве отрицательных ионов только гидроксид –анионы.

Задание: Приведите примеры формул оснований.

(Учащиесяся записывает на доске и в тетради формулы)

Опыт №1. Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеин – 2 группа, метилоранж – 3 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Вопрос к классу: Почему аммиак изменяет окраску индикатора?

(Щелочная среда – это проявление основных свойств)

3. Классификация оснований – работа с учебником стр 189 (таблица)

Признаки классификации оснований такие же, как и у кислот:

• кислотность (NaOH, NH 3 , Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 )

• растворимость (NaOH, NH 3 , Fe(OH) 3 )

• Степень ЭД (NaOH, Fe(OH) 3 , NH 3 )

• Летучесть (NH 3 , NaOH)

• Стабильность (NaOH, NH 4 OH)

4. Свойства оснований ( работа с таблицей растворимости)

  • Растворимые основания – бесцветный раствор (NaOH, KOH)
  • Нерастворимые основания – цветные осадки (Cu(OH) 2 , Ni(OH) 2 , Fe(OH) 3 )
  • Изменение окраски индикаторов

Проведя опыт, увидим, что растворимые основания изменяют окраску индикаторов. А как вы думаете, нерастворимые основания обладают таким свойством?

У вас на столе есть реактивы, с помощью которых вы можете получить нерастворимое основание. У каждой группы реактивы для получения разных нерастворимых оснований. С помощью какой реакции вы будете получать данные основания?

Опыт №2. Получение Fe(OH) 3 ,Cu(OH) 2 , и изучения их влияния на индикаторы.

Учащиеся делают выводы о том, что изменения окраски индикаторов не произошло, так как нерастворимые основания не диссоциируют с образованием гидроксид-ионов.

Опыт№3 . Опытным путем докажите, что все основания взаимодействуют с кислотами. Для этого:

а) к подкрашенному фенолфталеином раствору NaOH добавьте HCl.

б) полученный вами осадок нерастворимого основания разделите на 2 части, затем к одной добавьте HCl. Сделайте выводы.

Органические основания также взаимодействуют с кислотами.

( Демонстрация видеоролика «Растворение анилина в воде», «Взаимодействие анилина с соляной кислотой»; опыт «Дым без огня»)

Опыт №4. «Взаимодействие с солями»

Растворимые основания взаимодействуют с солями. Вы уже проводили данный опыт во время урока. Вспомните, где вы использовали данное свойство? (При получении нерастворимого основания)

Сделайте выводы по итогам наблюдения.

5. Практическое значение оснований

1) Гидроксид натрия.

Что за вещество скрывается под названиями «алкаль», «едкая щелочная соль», «каустик», «каустическая сода»? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть «каустиком» (от греческого «каустикос» – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике, в производстве бумаги.

2) Гидроксид калия . Называют «едкое кали» по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при «варке» тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: «воздушная», или «негашеная известь», «известковое молоко», «известковая вода». Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Гидроксид кальция входит в состав «бордосской жидкости» в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Тест по теме «Кислоты и основания»

1) Функциональная группа оснований:

А) – ОН Б) – 0 В) – СООН Г) – СО

2) Основания не взаимодействуют …

А) кислоты Б) спирты В) соли Г) кислотные оксиды

3) Основание, которое используется при производстве бумаги:

А) гидроксид калия Б) гидроксид кальция В) гидроксид натрия

4) Щелочная среда оснований при взаимодействии с индикатором «фенолфталеин» окрашивается в …

А) красный Б) жёлтый В) малиновый Г) фиолетовый

5) «Едкая щелочная соль», «каустик» –

А) гидроксид бария Б) аммиак В) гидроксид натрия Г) анилин

Тест по теме «Кислоты и основания»

1) Основание, которое входит в состав «Бордосской смеси»:

А) гидроксид калия Б) гидроксид кальция

В) щелочь Г) гидроксид натрия

2) Основания не взаимодействуют …

А) кислоты Б) соли В) спирты Г) кислотные оксиды

3) Летучее основание:

А) гидроксид калия Б) гидроксид кальция В) гидроксид натрия

4) Щелочная среда оснований при взаимодействии с индикатором «фенолфталеин» окрашивается в …

А) малиновый Б) жёлтый В) не окрашивается Г) фиолетовый

5) Сложные вещества, содержащие группу – ОН, называют…

А) основания Б) соли В) кислоты Г) оксиды

V. Домашнее задание: § 23 стр 188 – 192

Карточки с дифференцированными заданиями.

Задание № 1 . Дайте классификационную характеристику Ba(OH) 2 .

Осуществите химическое превращение веществ, запишите уравнения реакций.

Na → Na 2 O 2 → Na 2 O → NaOH → Na 2 SO 4

Задание № 1 . Дайте классификационную характеристику С и (OH) 2 .

Запишите уравнения реакций, подтверждающие его основные свойства.

1. С и (OH) 2

2. С и (OH) 2 + … = СиSO 4 + …

3. С и (OH) 2 + SO 3 = … + H 2 O

4. С и (OH) 2 + … = С иSO 4 + 2NaOH

Задание № 1 . Дайте классификационную характеристику Fe(OH) 2 .

Задание № 2 . Как можно определить наличие кислоты в продуктах питания?

Задание № 3. Что общего и в чем отличие органических оснований

Основания — это… Основания — (основные гидроксиды) — вещества, молекулы которых состоят из ионов металлов или иона аммония и одной (или нескольких) гидроксогруппы (гидроксида) -OH. В водном растворе диссоциируют с образованием катионов и анионов ОН-. Название основания обычно состоит из двух слов: «гидроксид металла/аммония». Хорошо растворимые в воде основания называются щелочами. Согласно другому определению, основания — один из основных классов химических соединений, вещества, молекулы которых являются акцепторами протонов. В органической химии по традиции основаниями называют также вещества, способные давать аддукты («соли») с сильными кислотами, например, многие алкалоиды описывают как в форме «алкалоид-основание», так и в виде «солей алкалоидов».

Классификация оснований 1. Растворимые в воде основания (щёлочи) 2. Малорастворимые в воде гидроксиды 3. Нерастворимые в воде основания Деление на растворимые и нерастворимые основания практически полностью совпадает с делением на сильные и слабые основания, или гидроксиды типичных и не типичных металлов.

Классификация оснований В зависимости от того, является ли соответствующий оксид основным, кислотным или амфотерным, соответственно различают: Основные гидроксиды (основания) — гидроксиды, проявляющие основные свойства (например, гидроксид кальция Ca(ОН)2, гидроксид калия KOH, гидроксид натрия NaOH и др.); Кислотные гидроксиды (кислородосодержащие кислоты) — гидроксиды, проявляющие кислотные свойства (например, азотная кислота HNO3, серная кислота H2SO4, сернистая кислота H2SO3 и др.) Амфотерные гидроксиды, проявляющие в зависимости от условий либо основные, либо кислотные свойства (например, гидроксид алюминия Al(ОН)3, гидроксид цинка Zn(ОН)2).

Способы получения оснований Получение щелочи при реакции сильноосновного оксида с водой Так как только сильноосновные оксиды способны реагировать с водой, этот способ можно использовать исключительно для получения сильных оснований или щелочей. CaO(т) + H2O(ж) → Ca(OH)2(p) Слабоосновные и амфотерные оксиды с водой не реагируют, и поэтому соответствующие им гидроксиды таким способом получить нельзя

Способы получения оснований Косвенное получение основания (гидроксида) при реакции соли со щелочью Гидроксиды малоактивных металлов получают при добавлении щелочи к растворам соответствующих солей. Так как растворимость слабоосновных гидроксидов в воде очень мала, гидроксид выпадает из раствора в виде студнеобразной массы. CuSO4(p) + 2NaOH(p) → Cu(OH)2(т)↓ + Na2SO4(p) Получение щелочи при реакции замещения типичного металла с водой. Ca+2H2O=Ca(OH)2+H2

Щёлочи Щёлочи — гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов и аммония. К щелочам относят хорошо растворимые в воде основания. При диссоциации щелочи образуют ионы OH− и ион металла. К щелочам относятся гидроксиды металлов подгрупп I-ой и II-ой периодической системы, например NaOH (едкий натр), KOH (едкое кали), Ba(OH)2. Едкие щёлочи — тривиальное название гидроксидов лития LiOH, натрия NaOH, калия КОН, рубидия RbOH, и цезия CsOH.

Физические свойства щелочей Гидроксиды щелочных металлов (едкие щёлочи) представляют собой твердые, белые, очень гигроскопичные вещества. Щёлочи — сильные основания, очень хорошо растворимые в воде, причём реакция сопровождается значительным тепловыделением. Сила основания и растворимость в воде возрастает с увеличением радиуса катиона в каждой группе периодической системы. Кроме того, едкие щёлочи растворимы в этаноле и метаноле.

Химические свойства щелочей Поглощают H2O и CO2 из воздуха. Щёлочи широко применяются в промышленности. Важное химическое свойство щелочей — способность образовывать соли в реакции с кислотами. Примеры реакций NaOH + HCl = NaCl +H2O


Статьи по теме