Основы Системы Станиславского скачать

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Основы Системы Станиславского скачать. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Основы Системы Станиславского скачать.rar
Закачек 3956
Средняя скорость 1796 Kb/s
Скачать

Актерская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене. Это есть искусственное раздражение периферии тела. Актеры. возбуждают в себе актерскую эмоцию «искусственным взвинчиванием своих нервов; получается своего рода сценическая истерия Мы имеем дело не с художественной игрой, а с наигрышем, не с живыми чувствами человека-артиста. а с актерской эмоцией (2, 38). . Мышечное возбуждение, вызванное не чувством, а механической потугой, исключает всякое переживание и мышление (6, 59).

В драматическом искусстве издавна люди разделены на много категорий: добрых, злых, веселых, страдающих, умных, глупых и проч. Такое деление ролей и актеров на группы принято называть амплуа. Самыми же ярыми последователями обычая деления на амплуа являются малоспособные артисты, у которых диапазон дарований не обширен и односторонен. Истинный артист держится другого мнения: он не признает амплуа. По-моему, существует только одно амплуа — характерных ролей. Всякая роль, не заключающая в себе характерности, — это плохая, не жизненная роль, а потому и актер, не умеющий передавать характерности изображаемых лиц, плохой, однообразный актер (5, 180-183).

Анализ — процесс познавания пьесы и роли. В чем заключается анализ и его цель? Цель его в поисках возбудителей артистического увлечения, без которого не может быть сближения и творчества; цель анализа в проникновенном углублении в душу роли ради изучения составных элементов этой души, ее внутренней и внешней природы и всей ее жизни человеческого духа. Далее, цель анализа в изучении внешних условий и событий жизни пьесы, поскольку они влияют на внутреннюю жизнь человеческого духа роли. Анализ анатомирует, вскрывает, рассматривает, изучает, оценивает, признает, отрицает, утверждает; находит основную линию и мысль (сверхзадача и сквозное действие пьесы и роли). Анализ — средство познавания, а в нашем искусстве «познавать» — значит чувствовать. (4, 227-229).

. В хаосе не может быть искусства. Искусство — порядок, стройность. Важно, чтобы создания. художника или художественного коллектива сцены были цельны и закончены, гармоничны и стройны, чтоб все участники и творцы спектакля подчинялись одной общей творческой цели (1, 85-86). Ответственность за этот ансамбль, за художественную цельность и выразительность спектакля лежит на режиссере (6, 240). Коллективное творчество, на котором основано наше искусство, обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат (3, 254). Нас любят в тех пьесах, где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Здесь и ансамбль, здесь и хороший актер, и понимание произведения (10, 28).

. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово actio, то самое слово, корень которого — act — перешел и в наши слова: «активность», «актер», «акт». Итак, драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим (2, 48). Зародившись от зерна щепкинских традиций, наш театр всегда признавал первенствующее место на сцене — за артистом (1, 211). . Театр прежде всего для актера, и без него существовать не может (1, 285). Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист (1, 401). Артист, наблюдающий окружающую его жизнь со стороны, испытывающий на себе радости и тяготы окружающих явлений, но не вникающий в сложные причины их и не видящий за ними грандиозных событий жизни, проникнутых величайшим драматизмом, — такой артист умирает для истинного творчества. Чтобы жить для искусства, он должен во что бы то ни стало вникать в смысл окружающей жизни, напрягать свой ум, пополнять его недостающими знаниями, пересматривать свои воззрения. Если артист не хочет умертвить своего творчества, пусть он не смотрит на жизнь по-обывательски. Обыватель не может быть художником. А громадное большинство актеров именно обыватели, делающие себе карьеру на подмостках сцены (2, 246). . Чтобы стать на пьедестал заслуженной артистической славы, кроме чисто художественных данных надо быть идеалом человека (5, 120). Актер-творец должен быть в силах постигать все самое великое в своей эпохе, должен понимать ценность культуры в жизни своего народа и сознавать себя его единицей. Он должен понимать вершины культуры, куда стремится мозг страны в лице его великих современников. (10, 251). . Прежде всего научиться любить искусство в себе, а не себя в искусстве (6, 369). . Каждый артист должен быть для себя самого режиссером (4, 211). Непонимание и полуграмотность накладывают на наше искусство печать дилетантизма. И действительно, среди актеров-профессионалов очень много дилетантов, не изучающих своего дела (5, 475). . Основной задачей я считаю поднятие и углубление актерского мастерства. Без полноценного и глубокого мастерства актера до зрителя не дойдут ни идея пьесы, ни ее тема, ни живое образное содержание (6, 317). Актер растет, пока он работает (10, 330).

О книге «Система Станиславского. Работа актера над собой. Процесс переживания»

«Система Станиславского» – теория сценического искусства и актерского мастерства, признанная мастерами сцены во всем мире. Многие десятилетия она составляет основу практического обучения актерскому и режиссерскому мастерству. Основные положения своего метода великий русский режиссер и актер, педагог и театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский последовательно изложил в своем труде «Работа актера над собой». Представляем вам первую часть книги «Работа актера над собой. Процесс переживания», которая поможет найти сверхзадачу и поверить в предлагаемые обстоятельства, используя воображение и подсознание. Этот самостоятельный труд дополнит вторая книга «Работа актера над собой. Процесс воплощения», посвященная приемам осуществления роли на сцене.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Система Станиславского. Работа актера над собой. Процесс переживания» бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Главная > Анализ

Основы системы Станиславского (учебное пособие)

Ростов-на-Дону «феникс» 2000

Актерская эмоция

Актерская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене.

В драматическом искусстве издавна люди разделены на много категорий: добрых, злых, веселых, страдающих, умных, глупых и проч.

Анализ — процесс познавания пьесы и роли.

. В хаосе не может быть искусства. Искусство — порядок, стройность. Важно, чтобы создания. художника или художественного коллектива сцены были цельны и закончены, гармоничны и стройны, чтоб все участники и творцы спектакля подчинялись одной общей творческой цели (1, 85-86).

. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово actio, то самое слово, корень которого — act — перешел и в наши слова: «активность», «актер», «акт». Итак, драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим (2, 48).

При вторжении в душу и тело артиста некоторые «элементы» роли и ее будущего исполнителя находят общую, родственную связь, взаимную симпатию, сходство и близость по аналогии или по смежности. «Элементы» артиста и изображаемого им действующего лица частично или полностью сближаются друг

Беспредметные действия

. На первое время я рекомендую вам начинать с «беспредметных действий». (2, 187).

Биография роли

Нельзя выходить на сцену, не сыграв прошлого своего образа, не согрев себя этим, не нафантазировав (10, 518).

Главное отличие искусства актера от остальных искусств состоит. в том, что всякий другой художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. В этом заключается главная тайна нашего искусства. Без нее и самая совершенная внешняя техника, и самые превосходные внутренние данные бессильны. От неумения найти сознательный путь к бессознательному творчеству актеры пришли к гибельному предрассудку, отвергающему внутреннюю, душевную технику. Они застывали в поверхностном сценическом ремесле и принимали пустое актерское самочувствие за истинное вдохновение (1, 404).

Актер, прежде всего, должен верить всему, что происходит вокруг, и главным образом тому, что он сам делает.

Но. одно условие: искренне верьте тому, что говорите или делаете на сцене, и будьте убедительны (3, 306).

Внимание сценическое

. Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы (1, 302).

Внутреннее зрение

Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти, а затем уже как бы мысленно переставляются вовне нас, для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты как бы изнутри, так сказать, не наружными, а внутренними глазами (зрением).

Разные актеры по-разному понимают силу в речи. Вот, например, есть такие, которые ищут ее в физическом напряжении. Они стискивают кулаки и пыжатся всем телом, деревенеют, доходят до судорог ради усиления воздействия на зрителя.

Актеру без воли нельзя. Первым долгом надо учиться управлять своей волей (1, 367).

В процессе творчества воображение является передовым, которое ведет за самого артиста (2, 72).

Цель нашего искусства не только создание «жизни человеческого духа» роли, но также и внешняя передача ее в художественной форме. Поэтому актер должен не только внутренне переживать роль, но и внешне воплощать пережитое. Зависимость внешней передачи от внутреннего переживания особенно сильна именно в нашем направлении искусства. Для того чтобы отражать тончайшую и часто подсознательную жизнь, необходимо обладать исключительно отзывчивым и превосходно разработанным голосовым и телесным аппаратом. Голос и тело должны с огромной чуткостью и непосредственностью мгновенно и точно передавать тончайшие, почти неуловимые внутренние чувствования. Вот почему артист нашего толка должен гораздо больше, чем в других направлениях искусства, позаботиться не только о внутреннем аппарате, создающем процесс переживания, но и о внешнем, телесном аппарате, верно передающем результаты творческой работы чувства — его внешнюю форму воплощения.

. Состояние человека на сцене, при котором он обязан внешне показывать то, чего не чувствует внутри, это — актерский вывих (1, 299).

Глаза актера

Как часто мы на подмостках смотрим и ничего не видим. Что может быть ужаснее пустого актерского глаза! Он убедительно свидетельствует о том, что душа исполнителя роли дремлет. что актер живет чем-то другим, что не относится к роли.

Глаза тела — пальцы

. Если глаза — зеркало души, то концы пальцев — глаза нашего тела.

Подлинный гротеск — это полное, яркое, меткое, типичное всеисчерпывающее, наиболее простое внешнее выражение большого, глубокого и хорошо пережитого внутреннего содержания роли. В таком переживании и воплощении нет ничего лишнего, только самое необходимое.

ЛЖЕГРОТЕСК — ЭТО САМОЕ ПЛОХОЕ, А ПОДЛИННЫЙ ГРОТЕСК — САМОЕ ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО (4, 453-456).

Двигатели психической жизни

. Первый и самый важный полководец, инициатор и двигатель творчества. ЧУВСТВО. Беда только в том, что оно несговорчиво и не терпит приказаний. Вот почему, если чувство не возбуждается к творчеству само собой, нельзя начинать работу, а надо обращаться за помощью к другому полководцу. Кто же он, этот «другой»? (2, 296).

На сцене нужно действовать. Действие, активность — вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие».

Действенный анализ

. Необходимо непосредственное горячее участие эмоции, хотения и всех других элементов внутреннего сценического самочувствия. С их помощью надо создать внутри себя реальное ощущение жизни роли.

. Творчество начинается с того момента, когда в душе и воображении артиста появляется магическое ТВОРЧЕСКОЕ «ЕСЛИ БЫ». Пока существует реальная действительность, реальная правда, которой, естественно, не может не верить человек, творчество еще не начиналось. Но вот является творческое «если бы», то есть мнимая, воображаемая правда, которой артист умеет верить так же искренне, но с еще большим увлечением, чем подлинной правде. Совершенно так же, как верит ребенок в существование своей куклы и всей жизни в ней и вокруг нее. С момента появления «если бы» артист переносится из плоскости действительной, реальной жизни в плоскость иной, создаваемой, воображаемой им жизни. Поверив ей, артист может начать творить (1, 304-305).

. жеста ради самого жеста не должно быть на сцене (3, 38).

Жизнь человеческого духа роли

Для передачи больших чувств и страстей нужен большой артист — артист огромного таланта, силы и техники. Голая непосредственность и интуиция без помощи техники надломят душу и тело артиста при передаче им громадных страстей и переживаний современной души (1, 392-393).

Жизнь человеческого тела роли

. жизнь духа отражается в жизни тела, равным образом и жизнь тела может отражаться в жизни духа. Оцените это условие, исключительно важное в нашем деле, в котором прямое воздействие на капризный внутренний творческий аппарат артиста несравненно труднее, неуловимее и менее ощутимо, чем непосредственное воздействие на материальный, хорошо ощутимый и легче поддающийся приказу физический аппарат.

Жизнь, люди, обстоятельства, мы сами непрерывно ставим перед собой и друг перед другом ряд препятствий и пробираемся сквозь них, точно через заросли. Каждое из этих препятствий создает задачу и действия для ее преодоления.

Застольная работа

После первого чтения в большинстве случаев у слушателей остается недостаточно четкое представление о новой пьесе. Чтоб прояснить его, назначается так называемая «беседа».

Здесь, сегодня, сейчас

Это очень важный момент в самочувствии актера на сцене.

Зерно пьесы, спектакля, роли

Что надо для того, чтобы вырастить плод или растение? . надо вспахать почву, найти семя, зарыть его в землю и поливать. В нашем деле то же. Надо вспахать мысль, сердце артиста. Потом надо найти семя пьесы и роли, забросить его в душу артиста и потом поливать, чтобы не давать ему засохнуть.

. в нашем деле самое опасное — это «игра вообще». В результате она дает неопределенность душевных контуров и лишает артиста твердой почвы, на которой он может уверенно стоять (1, 327).

. в искусстве чужая тенденция должна превратиться в собственную идею, претвориться в чувство, стать искренним стремлением, второй натурой самого артиста, тогда она войдет в жизнь человеческого духа актера, роли, целой пьесы и станет не тенденцией, но собственным credo (1, 251).

Искусство переживания

. ремесло актера учит, как входить на сцену и играть. А истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества (1, 406).

Искусство представления

Это второе направление искусства. В этом искусстве тоже переживают свою роль один или несколько раз — дома или на репетициях. Наличие самого главного процесса — переживания — и позволяет считать второе направление подлинным искусством.

Коллективное творчество

Коллективное творчество, на котором основано наше искусство, обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искус- ства, которому они служат (3, 254).

Контрсквозное действие

Всякое действие встречается с противодействием, причем второе вызывает и усиливает первое. Поэтому в каждой пьесе рядом со сквозным действием в обратном направлении проходит встречное, враждебное ему контрсквозное действие.

Круги внимания

Актер, имеющий соответственный навык, может произвольно ограничивать круг своего внимания,

Логика и последовательность

Одним из важных элементов внутреннего самочувствия является логика и последовательность.

Ложь на сцене

Хорошо обладать чувством правды, но также надо иметь и чувство лжи (2, 170).


Статьи по теме