Понятие Система и Принципы Предупреждения Преступности Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Понятие Система и Принципы Предупреждения Преступности Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Понятие Система и Принципы Предупреждения Преступности Курсовая.rar
Закачек 2177
Средняя скорость 8398 Kb/s
Скачать

Профилактика преступлений наиболее актуальная тема в любое время. Подход к преступности как к социально-негативному явлению предполагает соответствующую борьбу с нею, главным направлением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.

Предупреждение преступности должно иметь приоритет над карательной политикой государства, ведь лучше не допустить совершения преступления, чем потом раскрыть его.

Целью данной работы является рассмотрение уровней, направлений и видов профилактики преступлений.

Предупреждение преступности было и должно остаться приоритетной программой государства.

Понятия и принципы предупреждения преступности.

Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а так же удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.

Принципы, которым должна отвечать профилактика преступности:

1. Принцип законности;

2. Принцип демократизма;

3. Принцип гуманизма;

4. Принцип справедливости;

5. Принцип научности.

Принцип законности предполагает наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

Принцип демократизма в профилактике преступлений означает, что она осуществляется:

1. Под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;

2. При непосредственном участи и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли «помощников» государственным органам;

3. С учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактической деятельности:

1. Лица, в отношении которых она проводиться, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;

2. Ставиться задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества, государства;

3. Профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.

Нельзя сводить гуманизм к требованию «не навреди» в отношении лиц, вовлекаемых в сферу профилактики. Должно учитываться значение профилактической деятельности в целом, ее направлений, конкретных мер для обеспечения безопасности, стабильности в обществе, прав, свобод и законных интересов граждан, которые могут стать потерпевшими от преступлений. Поэтому минимизация предупредительного воздействия оправдана до того момента, когда она вступает в противоречие с целями профилактической деятельности.

Научность как принцип профилактики характеризуется:

1. Наличием и востребованностью в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на закономерности и места в социальных системах;

2. Сопровождением всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при это механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;

3. Использованием на практике предоставляемых наукой знаний закономерности преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений по борьбе с ней;

4. Осознанием практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспечении предупредительной деятельности;

5. Проведением криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.

Уровни предупреждения преступности.

Уровни предупреждения преступности можно разделить по нескольким основаниям.

В зависимости от масштабов и целей проведения профилактических мер, уровни предупреждения преступности разделяются на общесоциальный и специально-криминологический.

Общесоциальный уровень характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества.

Обычно данные меры направлены на улучшение условий труда и отдыха трудящихся, повышение уровня их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а также другие положительные изменения в обществе.

В настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, ослабляющих жизнеобеспеченность нашего общества.

Специально-криминологический уровень характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений.

Масштаб применения этих мер меньше, чем общесоциальных, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.).

Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений.

В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности этой деятельности.

Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации:

1. Первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных. Экономических и других проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом – в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества;

2. Второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций;

3. Третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентаций человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

Классификация мер профилактики преступности по направленности и виду (содержанию) их действия:

5. Медицинские и психолого-педагогические;

Социально-экономические меры – влияют на устранение, ослабление и нейтрализацию криминологических факторов, связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и социальной обстановке.

Характерными чертами являются:

· Меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;

· Меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом;

· Меры борьбы с безответственность и бесхозяйственностью, улучшения учета, хранения, уменьшения непроизводственных потерь и своевременного их выявления, контроля сохранности имущества, взыскания ущерба с виновных;

· Обеспечение платежей налогов и сборов;

· Подбор кадров и т. д.

К организационно-управленческим мерам относятся совершенствование государственного и общественного контроля за работой аппаратов управления, с тем чтобы ограничить масштабы недостатков и нарушений, способствующих существованию имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности.

Большое значение имеют организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т. п.

Под идеологическими мерами понимается такие меры, которые устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированные на базовые общечеловеческие ценности.

К ним относятся меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям, меры повышения культуры людей.

Меры, имеющие социально-психологическое содержание направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, среди отдельных контингентов и групп населения общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам, готовности помогать им.

Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, через образовательные учреждения и средства массовой информации.

Медицинские и психолого-педагогические меры – предупреждение расстройства болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализация лиц, страдающих этими болезнями.

Противодействие распространению форм поведения, связанных с дезадаптированностью и воспроизводством преступности, — бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т. д.; социальная, психолого-педагогическая, медицинская помощь носителям этих форм поведения.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособления:

· Затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификации банковских операций;

· Препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж;

· Противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам, возникновению пожаров;

К ним так же относятся: различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций, средства охранной сигнализации, запирающие устройства, осветительные приборы в общественных местах, устройства быстрого вызова работников милиции.

Правовые меры создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше.

Совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения, ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общей и индивидуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений.

Введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способствующих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступлений.

Введение и совершенствование административно-правовых норм, направленных на то, чтобы мерами взыскания за правонарушение пресечь формирование привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации могут привести к правонарушению.

Введение и совершенствование уголовно-правовых норм двойной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстановку для них.

Введение и совершенствование норм, поощряющих пресечение действий преступников и самозащиту от них. Поощрение добровольного отказа от доведения преступления до конца. Поощрение полного выявления и раскрытия преступлений.

Правовая регламентация деятельности субъектов профилактики. Воспитание правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению.

Воспитание профилактической активности граждан, их готовности помогать борьбе с преступностью.

Нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений.

Рассмотрев в своей работе уровни, виды и направления профилактики преступности можно определить, что

1. Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а так же удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность

2. на профилактику преступлений направлены различные виды правовых норм;

3. профилактика преступлений происходит по разным направлениям и сферам;

4. профилактика преступлений не идет в разрез с мнением общества;

5. профилактика преступлений отвечает своим принципам.

Список литературы:

1. Криминология (конспект лекций в схемах).// В. П. Водопьянов – М.: «Издательство ПРИОР», 2001

2. Криминология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Гуров А. И. и др.]; науч. Редакторы – Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005

3. Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2003

4. Хохряков Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2002

5. Варчук Т. В. Криминология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002

§ 1. Понятие, цели и принципы предупреждения преступлений

Все, что говорилось в предыдущих главах о преступности, ее причинах, личности преступника, причинах и механизме совершения конкретного преступления, в конечном счете преследует цель — овладеть современными криминологическими знаниями, необходимыми для предупреждения преступлений.

Развиваясь в рамках предмета криминологии, знания о предупреждении преступлений в настоящее время переросли во вполне сложившуюся теорию, отражающую закономерности этого вида общественно полезной деятельности.

Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

Предупредительное воздействие влияет на все виды детерминант преступности: социальные, социально-психологические, психологические, объективные и субъективные, прямые и косвенные, главные и второстепенные. Однако в зависимости от характера и сущности различных детерминант предупредительный эффект может быть различным. Так, по отношению к главным детерминантам, имеющим объективный характер, он выражается в сужении, ослаблении их криминогенного влияния, в нейтрализации действия тех или иных отрицательных факторов, в устранении конкретных недостатков, упущений, ошибок в социальной деятельности субъектов, изъянов в сознании, психологии отдельных лиц, в их отношении с ближайшим окружением.

Предупреждение преступлений в более узком, прикладном значении представляет собой деятельность, направленную на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Указанная выше деятельность многими криминологами рассматривается как предупреждение не преступлений, а в целом преступности, что представляется не совсем правильным. Предупреждение (недопущение) преступности как негативного объективно существующего в любом обществе социального явления практически невозможно.

Поскольку преступность — продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий, задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения ее причин и условий является нереалистичной. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя предупреждение преступлений, они в состоянии:

контролировать и сдерживать преступность;

преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции;

нейтрализовать ее причины и условия;

защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.

Наряду с предупреждением преступлений в криминологической литературе часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения.

Термины предупреждение и профилактика, означая «недопущение чего-либо», семантически близки, поэтому могут использоваться как синонимы. В то же время в практической деятельности правоохранительных органов использование термина «профилактика» широко распространено применительно к общему и индивидуальному специально-криминологическому предупреждению преступлений, и особенно к такому его элементу, как индивидуальное предупреждение преступления на ранней стадии формирования у лиц антиобщественной установки.

Недопущение замышляемого или готовящегося лицом уголовно-наказуемого деяния, склонение к добровольному отказу от его совершения является предотвращением — одним из составных элементов индивидуального предупреждения преступления.

Что же касается пресечения преступлений, то оно выходит за рамки их предупреждения, поскольку представляет собой осуществление специальных мер, направленных на недопущение негативных последствий начатых (на стадиях приготовления к преступлению, покушения на преступление) либо длящихся преступлений.

Целью предупреждения преступлений, как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:

выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению;

индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;

предотвращение замышленных и готовящихся преступлений;

снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.

В общем процессе борьбы с преступностью криминологическое предупреждение преступлений тесно связано с целенаправленной деятельностью специальных субъектов, ориентированных на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий, назначение и исполнение наказания, т.е. на реализацию уголовно-правового предупреждения. Такого рода деятельность, реагирование соответствующих органов на факт уже совершенного деяния осуществляется в процессе применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательств. Цель уголовно-правового предупреждения состоит в своевременном обнаружении преступления, принятии надлежащих мер к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый преступник был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В этом одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенция, поскольку он стимулирует законопослушное поведение и предостерегает неустойчивых в нравственно-правовом отношении лиц от возможного совершения деяний уголовно-правового характера.

Институт уголовно-правового предупреждения включает также объективное, беспристрастное рассмотрение и разрешение уголовных дел судом, которое заключается в назначении справедливого наказания в соответствии с тяжестью содеянного и личностью подсудимого. В равной мере это относится и к исправлению и перевоспитанию осужденных, призванным способствовать предупреждению рецидива преступлений.

Однако было бы неправильным ограничить широкий и многообразный вид социальной деятельности по предупреждению преступлений только уголовно-правовым аспектом. Предупреждение преступлений — задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека).

При этом криминологическое предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, поскольку оно:

обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать преступления;

воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению;

позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность;

препятствует наступлению вредных последствий;

решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Основными принципами, на которых базируется предупреждение преступлений, являются:

законность, обеспечивающая строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер требований Конституции Российской Федерации, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов;

социальная справедливость и гуманизм, предусматривающие защиту законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений, недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности;

комплексность, предполагающая объединение усилий субъектов предупредительной деятельности;

своевременность и достаточность используемых мер — их использование в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить совершение преступлений;

дифференциация мер предупредительного воздействия, означающая учет особенностей личности профилактируемого, динамики изменений ее поведения;

эффективность, предполагающая достижение наибольших результатов предупредительной деятельности при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах.

Профилактика преступлений наиболее актуальная тема в любое время. Подход к преступности как к социально-негативному явлению предполагает соответствующую борьбу с нею, главным направлением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.

Предупреждение преступности должно иметь приоритет над карательной политикой государства, ведь лучше не допустить совершения преступления, чем потом раскрыть его.

Целью данной работы является рассмотрение уровней, направлений и видов профилактики преступлений.

Предупреждение преступности было и должно остаться приоритетной программой государства.

Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а так же удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.

Принципы, которым должна отвечать профилактика преступности:

1. Принцип законности;

2. Принцип демократизма;

3. Принцип гуманизма;

4. Принцип справедливости;

5. Принцип научности.

Принцип законности предполагает наличие достаточного правового регулирования на уровне законов и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется.

Принцип демократизма в профилактике преступлений означает, что она осуществляется:

1. Под контролем органов представительной власти соответствующего уровня;

2. При непосредственном участи и под контролем общественных объединений и формирований, роль которых в этой связи нельзя сводить к роли «помощников» государственным органам;

3. С учетом результатов постоянного мониторинга общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактической деятельности:

1. Лица, в отношении которых она проводиться, рассматриваются как субъекты взаимодействия с органами профилактики, а не как бесправные объекты;

2. Ставиться задача возможно раньше выявить и предупредить дальнейшее развитие криминогенных процессов, чтобы минимизировать ущерб для личности, общества, государства;

3. Профилактическое воздействие начинается с наиболее щадящих мер, и лишь при их недостаточности осуществляется переход к более интенсивному воздействию.

Нельзя сводить гуманизм к требованию «не навреди» в отношении лиц, вовлекаемых в сферу профилактики. Должно учитываться значение профилактической деятельности в целом, ее направлений, конкретных мер для обеспечения безопасности, стабильности в обществе, прав, свобод и законных интересов граждан, которые могут стать потерпевшими от преступлений. Поэтому минимизация предупредительного воздействия оправдана до того момента, когда она вступает в противоречие с целями профилактической деятельности.

Научность как принцип профилактики характеризуется:

1. Наличием и востребованностью в программировании и планировании предупредительной деятельности, правовом регулировании и управлении ею, а также в непосредственном применении профилактических мер, научной концепции этой деятельности, основанной на закономерности и места в социальных системах;

2. Сопровождением всех уровней, этапов, направлений, видов профилактической деятельности научно-методическим обеспечением, основанным на комплексном использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой; наличие при это механизма внедрения научных рекомендаций после их объективной оценки;

3. Использованием на практике предоставляемых наукой знаний закономерности преступности для точной оценки ситуации в ретроспективе, настоящем времени и перспективе и принятия обоснованных стратегических и тактических решений по борьбе с ней;

4. Осознанием практикой того обстоятельства, что попытки решить проблемы концептуальной базы, правового регулирования, управления профилактикой и т. д., требующие профессионального использования научных знаний, не обращаясь к ним, а используя понятийный аппарат на уровне бытового словоупотребления, приводят только к серьезным провалам; в этой связи должна быть осознана и необходимость во всех программно-плановых документах выделять раздел о научном обеспечении предупредительной деятельности;

5. Проведением криминологических или комплексных экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных с профилактикой преступности, в процессе их подготовки.

Уровни предупреждения преступности можно разделить по нескольким основаниям.

В зависимости от масштабов и целей проведения профилактических мер, уровни предупреждения преступности разделяются на общесоциальный и специально-криминологический.

Общесоциальный уровень характеризуется тем, что составляющие его меры являются необходимым элементом социально-экономического строительства, улучшения нравственно-психологической и духовной сфер общества.

Обычно данные меры направлены на улучшение условий труда и отдыха трудящихся, повышение уровня их материальной обеспеченности, укрепление дисциплины и организованности, а также другие положительные изменения в обществе.

В настоящее время общесоциальный уровень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных социально-экономических негативных процессов, ослабляющих жизнеобеспеченность нашего общества.

Специально-криминологический уровень характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных проявлений.

Масштаб применения этих мер меньше, чем общесоциальных, хотя в некоторых случаях он приобретает значительные размеры и охватывает целые отрасли народного хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (несовершеннолетних преступников, рецидивистов и т. д.).

Специальное криминологическое предупреждение требует специальных криминологических знаний, которые необходимы при разработке комплексных планов, при выработке мер предупреждения отдельных видов преступлений.

В большей степени, чем общесоциальный, этот уровень определяется субъективными факторами. Отсюда большая потребность в управлении специальным предупреждением преступлений. Последнее предполагает использование специфических критериев принятия решений, особой системы оценок социальной полезности и эффективности этой деятельности.

Уровни предупреждения преступности на основе вертикальной дифференциации:

1. Первый уровень (высший) предусматривает решение значительных социальных. Экономических и других проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразованиях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом – в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества;

2. Второй уровень (средний) включает в себя предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицательных тенденций;

3. Третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентаций человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, переориентации поведения в социально одобряемом направлении.

5. Медицинские и психолого-педагогические;

Социально-экономические меры – влияют на устранение, ослабление и нейтрализацию криминологических факторов, связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и социальной обстановке.

Характерными чертами являются:

· Меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения;

· Меры оздоровления экономики и стабилизации ситуации в целом;

· Меры борьбы с безответственность и бесхозяйственностью, улучшения учета, хранения, уменьшения непроизводственных потерь и своевременного их выявления, контроля сохранности имущества, взыскания ущерба с виновных;

· Обеспечение платежей налогов и сборов;

· Подбор кадров и т. д.

К организационно-управленческим мерам относятся совершенствование государственного и общественного контроля за работой аппаратов управления, с тем чтобы ограничить масштабы недостатков и нарушений, способствующих существованию имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности.

Большое значение имеют организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т. п.

Под идеологическими мерами понимается такие меры, которые устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированные на базовые общечеловеческие ценности.

К ним относятся меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям, меры повышения культуры людей.

Меры, имеющие социально-психологическое содержание направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, среди отдельных контингентов и групп населения общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам, готовности помогать им.

Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, через образовательные учреждения и средства массовой информации.

Медицинские и психолого-педагогические меры – предупреждение расстройства болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализация лиц, страдающих этими болезнями.

Противодействие распространению форм поведения, связанных с дезадаптированностью и воспроизводством преступности, — бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т. д.; социальная, психолого-педагогическая, медицинская помощь носителям этих форм поведения.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособления:

· Затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификации банковских операций;

· Препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж;

· Противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам, возникновению пожаров;

К ним так же относятся: различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций, средства охранной сигнализации, запирающие устройства, осветительные приборы в общественных местах, устройства быстрого вызова работников милиции.

Правовые меры создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше.

Совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения, ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общей и индивидуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений.

Введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способствующих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступлений.

Введение и совершенствование административно-правовых норм, направленных на то, чтобы мерами взыскания за правонарушение пресечь формирование привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации могут привести к правонарушению.

Введение и совершенствование уголовно-правовых норм двойной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстановку для них.

Введение и совершенствование норм, поощряющих пресечение действий преступников и самозащиту от них. Поощрение добровольного отказа от доведения преступления до конца. Поощрение полного выявления и раскрытия преступлений.

Правовая регламентация деятельности субъектов профилактики. Воспитание правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению.

Воспитание профилактической активности граждан, их готовности помогать борьбе с преступностью.

Нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений.

Рассмотрев в своей работе уровни, виды и направления профилактики преступности можно определить, что

1. Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а так же удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность

2. на профилактику преступлений направлены различные виды правовых норм;

3. профилактика преступлений происходит по разным направлениям и сферам;

4. профилактика преступлений не идет в разрез с мнением общества;

5. профилактика преступлений отвечает своим принципам.

1. Криминология (конспект лекций в схемах).// В. П. Водопьянов – М.: «Издательство ПРИОР», 2001

2. Криминология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Гуров А. И. и др.]; науч. Редакторы – Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев. – М.: Волтерс Клувер, 2005

3. Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2003

4. Хохряков Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2002

5. Варчук Т. В. Криминология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002


Статьи по теме