Порядок Выборов Президента Российской Федерации Курсовая

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Порядок Выборов Президента Российской Федерации Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Порядок Выборов Президента Российской Федерации Курсовая.rar
Закачек 3020
Средняя скорость 7812 Kb/s
Скачать

итоговый вариант курсовой Анки.doc

Существенным условием становления и развития демократического правового государства в Российской Федерации является юридическое обеспечение обязательного (императивного) проведения выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.
Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности, что объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права, образующего юридический фундамент формирования и функционирования всех институтов системы представительной демократии.
Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России.

Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.
Актуальность темы обусловлена тем, что особенно важное место в избирательной системе России принадлежит выборам высшего должностного лица государства — Президента Российской Федерации.
Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс.
Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, как правового государства, является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности власти Президента РФ является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.
Несмотря на многовековой опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности института президентства, для России данный государственный институт является новым и, в силу этого, требует специального конституционно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну, этот институт существует в РФ с мая 1991 года, и оказал большое влияние на процессы становления новой российской государственности, формирование политической системы, на новейшую политическую историю России.

Уже сейчас в нашей стране накоплен значительный опыт организации и функционирования этого института. Издано большое число нормативных актов (в том числе решений самого главы государства), регулирующих организацию, полномочия и иные вопросы президентской власти. В то же время отечественная конституционная модель президентства, практика его организации и функционирования недостаточно исследованы. Колоссальный нормативный и фактический материал нуждается в обобщении, анализе и оценке.

Актуальность избранной темы также обусловлена реформированием избирательной системы Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является институт выборов президента РФ как часть избирательной системы России в целом.

Предметом работы являются нормативные акты, регулирующие порядок избрания президента, научная и учебная литература по данной проблематике.

Цель курсовой работы является изучение развития института президентских выборов в России, определение основных моментов проведения выборов Президента.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.
  2. Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.
  3. Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов
  4. Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации
  5. Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации
  6. Определить место президента в системе разделения властей

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативно-правовых актов и литературы.

Глава 1. Понятие и развитие института Президента в Российской Федерации

    1. Понятие «президент», становление института президентства в России

Несмотря на многолетнюю историю существования института президентства ни один институт государственной власти не является причиной таких острых политических дебатов и научных дискуссий. Это обусловлено тем, что институт президентства является важнейшим институтом во всей системе органов государственной власти.

Зародившись в США, данный институт довольно быстро распространился во всем мире, стал почти неотъемлемым атрибутом республиканской формы правления, весомым признаком демократического строя. Самое широкое распространение этот институт получил в XX веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств. Но как свидетельствует история, результат оказался неодинаковым. В зависимости от конкретных причин, таких как национально-историческое прошлое, социальная структура населения, геополитическое положение, этнический состав, уровень политической и правовой культуры, процесс становления и формирования института президентства имел свои особенности и отличия.

Институт президентства, как в России, так и в других странах мира за время его существования подвергался различным модификациям, что оказывало существенное влияние на все происходящие в государстве процессы. Подобно другим институтам государственной власти институт президентства может и должен совершенствоваться, адаптироваться к изменяющимся политическим условиям. Изменения в правовом статусе президента касались, как правило, расширения полномочий президента, возрастания его роли и значения в системе высших органов государственной власти. В одних государствах это было вызвано трудностями переходных периодов. Такие изменения, как правило, были необходимы и приводили к стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране. В других государствах такие изменения были продиктованы желанием абсолютизировать президентскую власть, что приводило к нарушению принципа разделения властей, снижению роли парламентов, судебной власти и, соответственно, к нарушению устоев правового государства и гражданского общества.

Учреждение института президентства в СССР было вызвано драматическими событиями перестроечного периода, который характеризовался политической нестабильностью, разбалансированностью экономики, национальными конфликтами. Кризисное состояние, в котором находилось государство, требовало принятия оперативных действий. А, как известно, оперативность, решительность, быстрота — качества, свойственные одному, а не нескольким лицам. Верховный Совет ввиду своей многоликости неспособен был принимать компетентные и своевременные решения. Очевидна была необходимость укрепления авторитета российской государственной власти. Именно с введением института президентства в СССР связывались надежды на преодоление возникшего в стране экономического и политического кризиса. Но как показала практика, данная модель не была способна решить все стоящие перед государством проблемы.

Анализ исторического развития российской государственности подтверждает, что авторитарное единое начало приоритетно для страны. Становление в РФ сильной президентской власти обусловлено предпосылками, заложенными в прошлом. Россия с первых дней своего существования знала лишь сильную централизованную власть, ослабление этой власти ввергало страну в хаос, что было обусловлено особенностями российского государства, такими как огромная территория, полиэтничность населения и т. д. Таким образом, формирование в российском государстве именно такой модели института президентства, не случайность, а закономерность.

Для Российской Федерации, несмотря на недолгий опыт существования данного института, президентская власть имеет уже огромное значение. Президент Российской Федерации является очень влиятельной фигурой в жизни страны, занимая особое положение в системе органов государственной власти, он играет решающую роль в развитии государства, во многом от него зависит успех проводимых в стране преобразования, благополучие и процветание всего государства, народа.

В целом, данный институт в РФ имеет много общего с соответствующими институтами других демократических стран мира. Но в тоже время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных государствах. Всестороннее научное осмысление природы и сущности института президентства в Российской Федерации с учетом опыта разных стран мира необходимо, прежде всего, в плане дальнейшей оптимизации всей системы государственной власти в Российской Федерации.

Историко-правовой анализ развития института президентства, являются весьма сложной и актуальной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом отношении, требующей специального историко-правового исследования. Новое обращение к данной проблеме представляется весьма полезным и своевременным с учетом того, что в развитии института президентства явно наметились новые тенденции. Институт президентства стал главным интегрирующим и консолидирующим фактором в стране. С учетом роли, занимаемой этим институтом в жизни страны, можно утверждать, что от его развития зависит судьба всей российской государственности.

Общеизвестно, что главой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Понятие «президент» не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент — это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.

Определения самого понятия «президент» в мировом конституционно-правовом опыте различны в связи с наличием различных моделей института президента. Обычно президентом именуется выборный глава государства, с республиканской формой правления. Понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент».

Видовым признаком понятия «президент» является его выборность. Президент – выборный глава. Хотя порядок его избрания может быть различным, но он непременно избирается. Данный признак выражает уже не общее, а особенное в сравнении с понятием монарха, поскольку власть монарха, как правило, наследственная. Таким образом, практически глава государства выступает либо как президент, либо как монарх и представляет общее, родовое понятие по отношению к ним.

Исследуя правовую природу института главы государства, можно выделить в понятии «президент» два основных аспекта: содержательный и функциональный1.

Содержательный аспект – понятие президента выражается в различных подходах к данному правовому институту. В РФ он отличается заметным своеобразием, выразившимся в его собирательном, комбинированном характере. Содержательный аспект этого института определился в противоборстве двух подходов к его определению: «должностное лицо» и глава государства. Первую формулировку отстаивали сторонники парламентской республики, вторую — сторонники президентской республики.

Под функциональным содержанием понятия «президент» следует понимать совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти (получает свои полномочия от народа – источника власти на основе Конституции РФ). Президент выполняет ряд функций как глава государства в отношении всей системы государственных органов (но в конституционных, законных формах), имея полномочия по воздействию на них. Но, естественно, установленные Конституцией и законами, и, следовательно, ограниченные.

Таким образом, Президент – это выборный глава государства. Во — первых, отметим, что президент — это политический лидер, личность, возглавляющая страну. Понятие «Президент Российской Федерации» означает высшую государственную должность.

С момента образования Российской Федерации – федеративной республики президентского типа – в нашей стране народ по шесть раз избирал Президента и депутатов Государственной думы – нижней палаты парламента. Кроме того, с 1991 по 2005 годы в Субъектах Федерации ежегодно производились выборы глав регионов, которые позже были отменены и вновь восстановлены лишь в 2012 году

Выборы главы государства, так же как и парламентские, в Российской Федерации проходили шесть раз. 17 марта 1991 года на всенародном референдуме было решено создать пост Президента РСФСР, который избирался бы общим тайным голосованием сроком на пять лет. В Конституции РФ от 1993 года положение о выборах главы государства сохранилось, однако, полномочия его сократились на один год. До 2012 года Президент избирался сроком на четыре года. С 2012 года вступило в силу положение, согласно которому, президентский срок составляет шесть лет. Конституция РФ предусматривает проведение президентских выборов как в один, так и в два тура, однако это потребовалось лишь однажды – в 1996 году.

2. Порядок избрания Президента РФ. Прекращение его обязанностей. Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г. и других федеральных законов.

Общие условия выборов Президента. Выдвижение кан­дидатов. Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая при­ток свежих идей и новых государственных деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достиг­шим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпу­са, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов от­страняются только недееспособные и содержащиеся в местах лише­ния свободы по приговору суда.

1 Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требу­ется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковремен­ные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадле­жит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение происходит на съезде (конфе­ренции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также ини­циативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обес­печить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрирован­ные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информа­ции, а переизбирающийся Президент РФ — не пользоваться преиму­ществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Прези­дента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным тран­спортом, приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, исполь­зования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей. Выборы Пре­зидента назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конститу­ционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Вы­боры назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституци­онного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый за­регистрированный кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом совещатель­ного голоса. Избирательные комиссии имеют большие права, их деятель­ность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000 мини­мальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на пред­выборную агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат), добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс. минималь­ных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы, равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допус­каются пожертвования в избирательные фонды со стороны иностран­ных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юридических лиц с иностранным участием (если доля инос­транного капитала превышает 30%), международных организаций и общественных движений, органов местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотвори­тельных организаций и религиозных учреждений. Закон устанавли­вает строгий учет пожертвований в избирательные фонды (аноним­ные пожертвования, например, перечисляются в доход государства).

Подсчет голосов избирателей прово­дится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов терри­ториальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов.

Избранным считается кандидат, который получил более полови­ны голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центризбир­ком признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее — по сравнению с другим кандидатом — число голосов при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не приводит к резуль­тату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях. Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее чем через три месяца со дня выборов.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Прекращение обязанностей Президента. Отрешение от должности. Прекращение исполнения Президентом своих обязаннос­тей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.

Досрочное прекращение обязанностей.

2)неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

1. Положение Президента РФ в системе органов государ­ственной власти. Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархи­ческих государствах это наследственный монарх, в республиках выборный президент. Государство испытывает потребность в сущес­твовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судеб­ной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы госу­дарства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подкон­трольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представи­телей в регионах страны. Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Когда говорят о положении главы государства в системе ор­ганов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демокра­тическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей — законода­тельной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Конституционный статус Президента Российской Фе­дерации. В правовом государстве статус главы государства макси­мально точно определяется Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями, порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов го­сударственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (напри­мер, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных пол­номочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязан­ностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основ­ном — с исполнительной властью. Как и в других государствах, Президент РФ обладает непри­косновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принуди­тельно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.

Основные функции Президента РФ. Основные функции Президента РФ как главы государства определены ст. 80 Консти­туции РФ. Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной власти,

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней поли­тики государства,

4) представляет РФ внутри страны и в международных отно­шениях.

Курсовой проект — Юриспруденция, право, государство

Другие курсовые по предмету Юриспруденция, право, государство

МОГСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Заочное отделение института целевой подготовки

Кафедра истории государства и права

По Конституционному (государственному) праву России на тему:

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Выполнила: студентка 1 курса

Зачетная книжка № 05049

1. Развитие законодательства о выборах Президента России…………………….5 стр.

2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации……………………………..……………………………………………..8 стр.

2.1 Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов ………10 стр.

3.Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………………………………..….11 стр.

3.1 Самовыдвижение кандидата …………………………………………..…..11 стр.

3.2 Выдвижение кандидата политической партией ……………………..…. 12 стр.

3.4 Составление списков избирателей……………………..……………. …. 16 стр.

4. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации………………………………………………………………..…………18 стр.

4.1 Избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия РФ….18 стр.

4.2 Информирование избирателей и предвыборная агитация……………….21 стр.

5. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации……………………………………………..……………………………26 стр.

6. Признание выборов несостоявшимися и недействительными ……………….28 стр.

Использованные материалы………………………………………………………..31 стр.ВВЕДЕНИЕ

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

Полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.

Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990г. был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принцип разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты законы о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

Конституция Российской Федерации 1993г. внесла существенные изменения, затронувшие как статус Президента, так и порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др. На основе конституционных установлении происходит и обновление соответствующего законодательства.

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право избирать и быть избранными только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем сдержек


Статьи по теме