Роберт Шекли Запах Мысли Конспект Урока

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Роберт Шекли Запах Мысли Конспект Урока. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Роберт Шекли Запах Мысли Конспект Урока.rar
Закачек 2138
Средняя скорость 3633 Kb/s
Скачать

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

7 класс. Урок по теме « Фантастический мир в рассказе Р.Шекли «Запах мысли»

Цель: продолжение темы «создание образа героя» — знакомство с героем фантастической новеллы; знакомство с жанром фантастики: «Запах мысли» — новелла в жанре научной фантастики.

План урока:

1) Беседа. Вопросы для класса:

В чем отличительные особенности жанра фантастики?

Какие поджанры фантастики вам знакомы?

Какие произведения в жанре фантастики вы читали?

Какие фантастические фильмы вы видели?

2) Составление поджанров фантастики схемы на доске:

Научная фантастика Фэнтази Ужасы Мистический реализм

3) Просмотр отрывка из первого фантастического фильма «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (1902 г.) /отрывок с 4 по 8 минуту/

(Доп. сведения: Жорж Мельес – первый режиссер художественного кино и создатель спецэффектов).

4) Тема полета в космос была, пожалуй, самой популярной в ХХ веке. Новелла Р. Шекли «Запах мысли» тоже затрагивает эту тему.

5) Читаем текст произведения. Вопросы по тексту:

Какой художественный прием лежит в основе названия? (оксюморон – сочетание несочетаемого; приводим свои примеры оксюморона).

Чтение первых 2 абзацев произведения.

— С помощью каких слов автор создает мир произведения?

— Как мы понимаем, что перед нами текст в жанре научной фантастики?

Читение (с 3 по 6 абзацы):

— Как вы думаете, Лероя Кливи можно назвать героем? Почему?

— Какие героические качества в нем есть?

Сопоставьте ситуацию, в которую попал герой новеллы Шекли и герой новеллы «Мексиканец» Д. Лондона. В чем сходство ситуаций? (В их исключительности, в том, что характер героя проявляется в трудной ситуации).

Читение абзацы (с 6 по 9 абзацы) (где герой совершает вынужденную посадку на планету З-М-22)

Как вы думаете, как сложится судьба героя дальше?

Домашнее задание: дочитать новеллу до конца.

Урок в 7 классе Р.Шекли «Запах мысли».

Учитель: Лунин И.И.

МОУ лицей с.Долгоруково Липецкая область.

Цель: знакомство с творчеством Роберта Шекли; рассмотреть особенность

развитие представления учащихся о жанре фантастики в мировой литературе;

формирование интереса к произведениям художественной литературы;

развитие культуры чтения школьников;

развитие навыков анализа текста;

воспитание творческого читателя.

Оборудование: выставка книг Р.Шекли, презентация, портрет писателя; выставка книг

фантастического жанра, мультимедиаоборудование.

— Знакомы ли вы с произведениями в жанре фантастики?

— Какие произведения этого жанра вы читали?

— Какие из них вам понравились?

— Можете ли вы назвать известных русских и иностранных писателей-фантастов?

— Знакомы ли вы с произведениями в жанре фэнтэзи?

Знакомство c биографией писателя.

1. Слово учителя.

Фантастику надо уметь читать. Современная фантастика включает многие поджанры. Главная ошибка состоит в том, что требования, закономерные для одного поджанра, предъявляют к другому поджанру. Например, о фантастико-приключенческой книге говорят, что она «не научна», а прогностическую фантастику («Туманность Андромеды») упрекают в недостаточной художественности и т.д. Каждое НФ-произведение надо оценивать по законам того поджанра, к которому оно относится. Если в книге фантастические приключения — нужно требовать остроты, напряженности сюжета, но никак не научности. Прогностическая фантастика должна быть сильна именно научностью, обоснованностью. Логикой прогнозов. Сатирическая фантастика ценна силой сатиры и имеет право на любые ненаучные допущения. И т.д. Хорошо рассказано о поджанрах фантастики в книге Г.И. Гуревича «Беседы о научной фантастике»

2. Чтение статьи в учебнике.

-Как можно определить жанр фэнтэзи?

-Что же там больше науки или волшебства?

-В каком жанре пишет Роберт Шекли?

-Какие вопросы волнуют писателя?

-Каким видит человека в своих произведениях Шекли?

3. Биография писателя (презентация)

(запись плана в тетрадь)

Роберт Шекли ( 16 июля 1928 — 9 декабря 2005) — американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов.

Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери, Теодора Старджона и Генри Каттнера После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества у Ирвина Шоу. По окончании университета работал на металлургическом заводе.

Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой дверик. Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» 1954), «Гражданин в космосе» ( 1955), «Паломничество на Землю» ( 1957), «Идеи: Без ограничений» ( 1960), «Лавка бесконечности» ( 1960), «Осколки космоса» (, 1963), «Ловушка на человека» ( 1967), «Чувствуешь что-нибудь, когда я делаю вот так?» (1971), «Робот, который был похож на меня» ( 1978), «Удивительный мир Роберта Шекли» (1979) и другие.

Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме.

Это позволило Шекли делать более серьезный и углубленный художественный анализ социального поведения человека, сохранив при этом иронические и сатирические интонации. Его первый роман «Корпорация «Бессмертие»» 1958), рассказывающий о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле, стал сюжетной основной поставленного в 1992 фильма «Беглец»). Также по его произведениям сняты художественные фильмы «Десятая жертва» ( 1965), «Побег с Адского Острова» (1963), «Цена риска» (1983) и другие. Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, но его известность на родине никогда не была особенно широка — возможно, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли их восприятие массовым читателем.

Однако удивительным образом эти же произведения, опубликованные на русском языке, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов — его популярность вполне могла соперничать с популярностью Станислава Лема. Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы «Корпорация «Бессмертие»» (1958), «Цивилизация Статуса» ( 1960) и «Путешествие в послезавтра» ( другой перевод названия — «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов», «Координаты чудес» ) и «Билет на планету Транай» . Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг «Принеси мне голову прекрасного принца» , «Если с Фаустом вам не повезло» и «Пьеса должна продолжаться».

Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: «Детективное агентство «Альтернатива»» , «Между Сциллой и Харибдой» и «Сома-блюз». Роберт Шекли также работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner». Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг.

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент «Портал» Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки. Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ. Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.

III . Комментированное чтение рассказа.

(словарная работа с незнакомыми словами, понятиями)

1 . Анализ рассказа «Запах мысли».

В рассказах Роберта Шекли «Запах мысли» космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих «волков» (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако «волки» уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-«телепатов» — сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и «волки» прекращают погоню. Однако к «дереву» слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация.

2. Беседа по вопросам:

— Где разворачивается действие рассказа? ( В космосе на неизведанной планете)

— Кто является главным героем произведения? (Космонавт Кливи)

— С какой проблемой неожиданно сталкивается потерпевший аварию космонавт?

( с необычным внеземным разумом – животными-телепатами и т.д.)

— Что в рассказе противопоставлено человеческому интеллекту?

— В чем особенность этой творческой находки писателя?

— Какими качествами автор наделяет своего героя? Почему именно такими качествами?

— Верит ли автор в человеческий разум? Докажите примерами из рассказа.

— Какие вопросы нравственного характера поднимает в своем рассказе Р.Шекли?

— Почему для выражения своих исканий, своих размышлений писатель выбрал жанр фантастики?

— Что в рассказе писателя фантастического, а что – из реального мира?

3. Беседа по вопросам учебника.

Определите художественные приемы, которые помогают автору создать образ.

IV . Подведение итогов урока.

Каждый рассказ Шекли — это новый шедевр литературы. Острый, необычный, очень емкий. И это произведение не является исключением.

Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Шекли всегда волновал вопрос социального поведения конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко.

Роберта Шекли забыли. А ведь это — Классик! Именно так – писатель с большой буквы.

Современная молодежь плохо знакома (а многие вообще не знакомы) с творчеством этого писателя.

V . Д/задание: подготовить сообщение о других писателях-фантастах;

Как описана история посадки Лероя Кливи на планету З-М-22?

История посадки Лероя Кливи на планету З-М-22 описана очень драматич­но: горючее кончалось, помощи ждать бы­ло неоткуда. Приборы и даже обшивка корабля раскалились, и он рухнул на поч­ву. Кливи побежал. Герой чудом спасся от гибели и очутился на чужой планете ря­дом с останками своего корабля.

Каким увидел Кливи мир невероятной плане­ты? Какое отличие от земных существ он заметил сра­зу, о каком догадался значительно позже? Почему?

Мир неизвестной планеты на первый взгляд представился Кливи обычным. “Он лежал на склоне маленького холмика, уткнувшись лицом в высокую траву”. Но вот мимо пробежала зеленая белка, без глаз и ушей. Потом — зеленый волк и то­же без глаз и ушей. Затем он увидел, как слепой волк расправился со слепой бел­кой. И только тут до его сознания дошло, что эти звери реальны. Зеленый волк по­дошел к нему, и он от страха потерял со­знание. Но только позже он понял, как эти слепые и глухие звери узнают об окру­жающем — он догадался, что их спасает телепатия.

Какую роль в развитии сюжета рассказа играет фраза: “Ему казалось, что разум его отделился от те­ла и, освобожденный, витает в воздухе”?

Фраза о том, что разум отделился от тела, помогает понять, что именно этот разум отдельно от тела и дает возмож­ность живым существам планеты воспри­нимать окружающий мир. Именно это свойство и называется телепатией.

Какие сцены из жизни планеты наблюдал герой и чем окончилось его безучастное наблюдение?

Наблюдение за жизнью планеты как бы со стороны оборвалось сразу же, как толь­ко Кливи понял, что его вот-вот съест зе­леный волк. Он потерял сознание, а когда пришел в себя, то понял, что волк оставил его в покое.

Опишите события первого и второго дня на планете З-М-22. Как Кливи удалось спастись? Когда он понял, что его спасало?

В первый день герой потерял сознание от страха, что его съест волк. Очнувшись вечером, он пытался вспомнить события, которые предшествовали его обмороку. Увидев останки белки, он понял, что уг­роза волка была реальностью. И вслед за этим он увидел пантеру. Его раз­мышления о том, что же помогает жить этим слепым и глухим существам, приве­ло его к выводу, что это свойство — теле­патия. Поняв это, он попробовал прове­рить свою версию. И сразу же убедился, что прав. Стоило ему подумать о пантере, как она рванулась к нему. Нужно было не думать о пантере, и это оказалось страшно трудно. И, перебрав множество живых существ и предметов, он сообразил, что может подумать о пантере-самке.

так как перед ним был самец. И опять догадка бы­ла верна.

Ночью его спасал сон: мысль вы­ключалась. На другой день, блуждая по планете, он увидел над собой птицу, похо­жую на стервятника, затем встретился с четырьмя слепыми волками, которые напали на него. Однако мысль о пантере ослабила их натиск, но затем они возобно­вили свое наступление. Теперь они орга­низовали окружение. Кливи вообразил се­бя змеей и на время опять их отпугнул. Затем вообразил себя птицей, и его спасло лишь наступление ночи. Следующий день начался с воспоминания о своих вра­гах и, следовательно, с их появления. И пантера, и волки были готовы к бою.

Кливи пытался вообразить птицу, но по­вторение выдумок не приносило успеха. Тогда он решил стать кустом. И звери притихли. вдруг на него (он — куст!) уселась и стала его долбить маленькая птичка. Не выдержав, после пятнадцатого удара он швырнул ею в пантеру. Так и эта игра была проиграна. Волки и пантера вновь набросились на него. Он ощутил се­бя трупом, и они отступили. Тогда рядом опустился любящий падаль стервятник, но, когда он замахнулся на стервятника, на него набросились и пантера, и волки. И тогда он стал огнем. Все звери умча­лись прочь.

Какую роль в рассказе играет телепатия? Как вы понимаете значение этого слова?

В этом рассказе телепатия — главная форма восприятия мира живущими на планете З-М-22 существами. Способность улавливать мысли на расстоянии — та­ково главное отличие телепатии.

Шекли — автор, который очень любит иро­нию. Заметили ли вы это пристрастие автора? Над кем и как он иронизирует? Найдите подтверждение в тексте.

В рассказе Шекли и сюжет, и герои даны в слегка иронической манере. Сама об­ласть творчества, которую мы называем научной фантастикой, предполагает неко­торую долю иронии по поводу изображае­мых героев и событий. И герои, и события точны лишь предположительно, а пред­положение очень часто может использо­вать иронию. И характер спасения героя после аварии его корабля, и противостоя­щие ему зеленые звери, и чудесное спасе­ние с планеты З-М-22 — все это и не скрывает улыбки автора. Доказывают это все эпизоды рассказа — от их начала до финала.

Докажите, что “Запах мысли” – фантастиче­ский рассказ.

“Запах мысли” — фантастический рас­сказ потому, что даже название фиксирует качество, которого нет в природе; события жизни героя — из области вымысла, кото­рый, однако, основан на научных поисках современности; все враги, которые проти­востоят Лерою в рассказе, — существа фантастические.


Статьи по теме