Шпаргалки по Технологии Социальной Работы

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалки по Технологии Социальной Работы. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Шпаргалки по Технологии Социальной Работы.rar
Закачек 1342
Средняя скорость 7537 Kb/s
Скачать

Технологии социальной работы ОТВЕТЫ.doc

1 Технологии социальной работы как отрасль социальных технологий

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысл соц технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию соц отношений и процессов. (Стефанов Никола, 1976)

Проблемы технологизации социальной сферы упирались в вопросы социального управления. Объективные закономерности развития общества позволяют выделить конкретные нормативы и предписания.

Социальные технологии – способ регулирования, управления и планирования соц процессов; конечный продукт соц проектирования; совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей; ! система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов в жизнедеятельности людей и сама практика их применения.

Технология социальной работы – одна из отраслей соц технологий, ориентированных на соц обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ТЖС.

Аспекты рассмотрения технологии ср: 1) как система теоретических знаний и практики, которая представляет собой организацию, алгоритм и совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты ср.2) как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом ср

Этапы разработки технологии ср: Теоретический: определение цели, установки, предмета, объекта ср или клиента.. Методический: определение приемов работы для получения конкретных рекомендация для преобразующей деятельности. Процедурный: организация практической деятельности, составление алгоритма действий.

Технологию ср характеризует: Динамичность – постоянная смена содержания и форм работы, непрерывность – постоянная поддержка связи с клиентом, цикличность – повторение этапов и процедур при работе с клиентом, дискретность – неравномерность воздействия на клиента.

Т.о, ТСР отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое усвоение технологических процессов – основа профессионализма кадров.

2. Задачи учебного курса «Технологии социальной работы»

Сначала говорим, кто такой специалист по соцработе – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, способный оказать помощь в ТЖС и т.п.

Как специалист по соцработе он должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику соцработы с отдельными категориями граждан, традиции соцработы в России и за рубежом.

Кроме теории нужна и практика (навыки в области социально-психологического анализа, диагностики, проведения социологических исследования и т.п.)

    • организаторские способности;
    • высокая общая и правовая культура;
    • психолого-педагогический такт.

Цель курса «ТСР» — формирование профессионализма у будущих специалистов.

Задачи курса ТСР:

  1. овладение теоретическими основами технологии соцработы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
  2. развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
  3. формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

3. Содержание технологического процесса

Процесс – это изменение состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В соцработе внешние факторы – социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренние – его нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы.

Сущностная характеристика ТП – устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

    • алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций получить результат, определенный исходными данными (в соцработе это последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта соцработы и перевод его в искомое состояние);
    • операция – простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели);
    • инструментарий – арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

  1. формулирование цели воздействия;
  2. выработка и выбор способов воздействия;
  3. организация воздействия;
  4. оценка и анализ результатов воздействия.

Самое главное – выявить социальную проблему. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема – это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

Условие решения социальной проблемы – это ее точное формулирование. Т.е. проблема должна быть реальной, существующей. Разрешение любой проблемы сводится к разрешению внутренних или внешних противоречий.

Социальное противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей.

Если ничего не делать, то противоречие пройдет следующие стадии:

  1. стадия тождества (противоречие может возникнуть даже из-за несущественных различий);
  2. стадия существенных различий (несущественные различия => существенные);
  3. стадия противоположностей (поляризация антагонизма, существенные различия => во взаимоотрицающие противоположности);
  4. стадия конфликта (крайняя степень обострения, открытое противоборство).

Предварительный этап (выявление проблемы, подготовка) => Этап целеполагания (первичное формулирование цели деятельности соц.работников) => Этап обработки инфо (поиск доп.источников инфо, обработка, выводы) => Этап процедурно-организационной работы (реализация мер соц.воздействия) => Контрольно-аналитический этап (анализ итогов, плюсы и минусы работы, перспективы).

4 вопрос. Целеполагание, его место и роль в технологическом процессе.

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности – широко используется в общественных науках.

Во-первых, Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач, а именно:

  • Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;
  • Предполагает активное функционирование всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Основной проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действительности.

Во-вторых, Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деятельность – процесс осуществления цели.

Особое место занимает Ц. в организации и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Целеполагание в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.

Ц. в соц.работе следует рассматривать с т.з. ее методологии и организации.

Методологический аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.

Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.

Функции цели в технологии с.р.:

  • Определяет рациональный вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;
  • Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;
  • Обеспечивает конкретизацию проблемы;
  • Помогает определить способы действия.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

Это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.

Т.о., Ц. – важнейший этап технологического процесса в с.р., определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

5. Проблемы технологизации процессов социальной работы.

Существует скептическое отношение к возможности и необходимости технологизации соцработы. Так считают те, кто полагает, что соцработа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников.

Но сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов соцработы, забывая о том, что соцработа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

Также к проблеме можно отнести то, что к каждому клиенту необходим индивидуальный подход, следовательно, необходимо адаптировать технологии каждый раз к новому клиенту.

Можно и порассуждать о сущности социальной работы, ее отличии от социальных процессов (к вопросу о технологиях того и того).

6. Основные методы исследования в социальной работе.

  1. Количественные методы:
    • Контент-анализ – сбор количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах.
    • Социологическое наблюдение. Виды:
        • Включенное, невключенное;
        • Лабораторное, полевое;
        • Стандартизированное, нестандартизированное;
        • Систематическое, эпизодическое, случайное.
  • Социологический эксперимент. Используется редко. Виды:
        • Мысленные (предположение в теории – что будет?)
        • Натурные (проводятся на натуре)

Целеполагание – фунд-ное понятие в теории деятельности – широко используется в общ науках.Ц. – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности. В связи с этим Ц. выполняет ряд важнейших методолог и методич функций и задач, а именно:Выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе « цель – средства достижения – рез-ат конкретного вида деятельности;Предполагает активное функ-ние всех факторов деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.Основной проблемой Ц. является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения – это лишь мыслительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в самой действ-сти.Ц. отвечает за порядок и основные требования к результатам деятельности. Цель – это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Деят-сть – процесс осуществления цели.Особое место занимает Ц. в организации и осуществлении социального действия. Технология соц.работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект. Ц в технологии соц.работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.Методолог аспект Ц. заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения соц. проблем различного уровня.Организационный аспект Ц. в с.р. заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы. Функции цели в технологии с.р.:Определяет рацион вариант сбора информации и способа действия при решении проблем;Ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет соц.работник;Обеспечивает конкретизацию проблемы;Помогает определить способы действия. ! Осн принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотиз и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей. ! Это способ формир структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экон-их, соц-ых, полит-их, духовных), их согласование для достижения единой главной цели.Пост-я сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.Ц. – важнейший этап технолог процесса в с.р., опред содержание, инструментарий

Технология посреднической деятельности.

Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.

Диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о соц. услугах и другие.

Выбор учреждения, которое лучше всего подходит клиенту.

Помощь в установлении контакта, содействие приему клиента в учреждение, службе у специалиста.

Проверка результативности контакта, продвижение в решении проблемы.

Контроль над ситуацией до ее разрешения.

Приемы оказания посреднических услуг

Личный контакт с соц. службами учреждения (звонок, посещение)

Подбор сопровождающего для клиента

Заключение официального или неофициального договора (договор – это рабочее соглашение, цель которого разъяснить сторонам различные аспекты предоставляемых услуг). Существенно то, что при составлении договора об услугах с.р. побуждает клиента активно участвовать в выработке условий. Это дает возможность клиенту изложить свой взгляд на проблему, на пути ее решения, т.о. реализуется принцип самоопределения клиента.

1. Соц. р-та как феномен современного мира

Как профессия с.р-та появ-ся на рубеже 19-20 в.в., что обусловлено рядом факторов…. С. р-та сегодня механизм достижения соц. безопасности; она стала рассм-ть соц. пр-мы, причины их возникновения, решение этих проблем; снижение их последствий. За 100 лет некот. пр-мы исчезли, возникли новые. Сегодня различные соц. пр-мы хар-ся многоаспектностью, с. р-та д. б. направлена на их проф-ку. Спец-сты различных областей говорят, что есть “вечные” пр-мы, кот. невозможно решить: голод (Африка), бедность и неравенство (в цивилизов-х гос-вах эта пр-ма снижена за счет предоставления гос-вом соц. гарантий); технологические новшества (СМИ, моб. тел, ГМО) с одн. стор. облегчающие жизнь людей, а с др. вредят; технологич-кие загрязнения; инвалидизация. Пр-мы старые, а в с. р-те предлаг-ся новые решения этих пр-м (деинституционализация, н-р, обслуживание и условия проживания инв-дов приближают к домашним усл-ям вместо интернатных; новое законод-во в отношении пожилых (в Великобритании) продление ж. старых людей и даже с деменцией и др.). Совр. мир многолик в плане культур, концессий. Универсальной теории и практики не сущ-ет, она подстраивается в соответствии с конкретн. культурой, менталитетом в данном общ-ве. В странах Вст. Евр. – идеология индивидуализма. С. р-та д. подготовить к самост. жизни, принятию решений, соц. ответственности. В России – ориентация на коллективизм, поэт. у нас в общ-ве часто проявл-ся установки на соц. инфантилизм (т-ко необходимость в матер. выплатах, а не в психосоц. п-щи, низкая мотивация участия в тренингах), этому способствует то, что дети остаются без попеч. родит. при живых родителях, беспризр-е, безнадзор-е дети. Одна из проблем совр. с. р-ты в установлении мнимости или реальности пр-мы ч-ка (развита установка на соц. иждивенчество), огромные ресурсы кот. требуются для решения соц. пр-м даже в самых благополучных странах, поэт. эти ресурсы д. б. направлены на решение реал-х пр-м. Совр. с. р-та д. предвидеть появление потенц-х соц. проблем, их разрешение, т. е. предвосхищение.

2. Особ. реализации технологии соц. диагностики

Термин “соц. диаг.” получил распространение в 20-30-х гг. XX века. Значение диагностики в обл. соц-х отношений и процессов аналогично «выявлению» хар-ра заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. “Соц. д-ка” — комплексный процесс исследования соц. явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Суть — точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов соц. обсл. Предполагает сбор инф-ции о клиентах и условиях их жизнед-ти, ее ан-з д/разработки пр-ммы соц. помощи. Соц. диаг.а — достаточно сложная обл. проф. д-ти, требующая спец. подготовки. Сов-ть всех З, У, Нав. к-ми должен владеть профессионал в этой обл., настолько обширна, что соц. д-ку необходимо рассматривать как особую технологию в д-ти спец-тов по с/р-те, с которой они сталкиваются на различных уровнях (на ур-не общ-ва – соц. пр-мы в общ-ве; на ур-не региона – соц. политика в конкретном регионе). Пр-пы соц. диаг.: 1. конфиденциальность (неразглашение рез-тов соц. диагноза объекта исследования) 2. пр-п научной обоснованности (рез-ты д. б. достоверными) 3. пр-п не нанесения ущерба объекту исследования 4. пр-п объективности (выводы иссл-я должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование) 5. пр-п эффективности применения ч-ком тех или иных рекомендаций, выведенных по итогам анализа. С. Д. как технология явл-ся составной частью всей сист-мы с/р-ты. Безусловно, С. Д. это технология позволяющая выявить саму соц. пр-му и ее причинно-следственные связи. Но, на мой взгляд, как бы мы не совершенствовали данную техн-ю, всегда нужно помнить о том, что сущ-ет пр-ма мнимости и реальности пробл-ой сит-ции ч-ка (кл-та) (Пр-р с субсидиями, когда ч-к н-р, реально нужд-ся в ней, а формально он не м. доказать это, т. к. необх. собрать справки и док-ты, кот. доказывают обратное), т. е. речь идет о соответствии док-тов, когда спец-ст не им. права идти против должностных инструкций назначения денежных выплат, субсидий, и т.д. Т. о., С. Д. – это технология, кот. м. обучиться в стенах уч. заведения, но безусловно спец-ту, работающему и примен-щему любую (в т.ч. соц. д-ку) технологию необх. практический опыт, отслеживание законод-ва, нормативно-прав-х актов. В нашем общ-ве, с его менталитетом необх. формир-ие соц. ответственности (в т. ч. и со стороны спец-та, кот. д. проводить и диагностику направленную на обнаружение и пробуждение личностных рес-сов самого кл-та).

3. Истор. пр-мы становления и развит-я с. р. в России

На более ранних этапах развития любого конкретного общ-ва (в т.ч. и рос-го) соц. р-та не была проф-ой, т. е. носила хар-р благотворительности и милосердия. В истории с. р. в Р. историки выдел. неск-ко этапов в ее становлении и развитии. 1-й этап связан с развитием традиции благотворительности русских князей. в частности, находило свое проявление (во времена князя Владимира, Ярополка) в обязанности духовенства заниматься общественным призрением; определение десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц; строительстве церквей, школ и училищ; в устройстве пиршеств на княжеском дворе, в том числе для бедных людей. Наблюдалось как бы переплетение гос. и частной (со стороны князей, знати) благотворительности. 2 этап связан с развитием системы общественного призрения (от слова призреть — дать кому-то приют и пропитание) как на личностном, так и на групп-м ур-не. В этот пер-д при Петре I штрафом наказывали просящих и дающих и кнутом тех кто просит милостыню, вместо того чт. трудиться и зарабатывать себе на хлеб. Но при этом также шло строительство больниц, богаделен, сиротских домов, домов прядильных для людей, ведущих праздный образ ж. Екатерина II — «Приказы Общественного призрения» привлечение денежных ср-в для устройства и содержания народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных, домов для психических больных. Сложившаяся система общ-го призрения охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в СЗ. 3- послереволюционный и советский пер-ды в 1921 г. Р. возвращ-ся к соц. страх-ю (это стало возможно из-за товарно-денежных отношений, повления предпринимателей и наем. рабочих). С 1922 года рамки соц. обеспечения расширились. Оно приобрело гос. хар-р и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, полной или частичной утрате трудосп., а также многодетных семей. Особое внимание уделялось пенс. обеспечению и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Эти реальности были закреплены в Первой Конституции СССР (1924 г.). В СССР сущ-ло соц. планирование, кл-т не рассматрив-ся индив-но, ко всем применялись одни и те же мерки – в этом – советск. периода соц. р. 4 эт. Оформление системы соц. р-ты в начале 90-х гг. XX в. В 90 г. в постсоветск. Р. в рез-те многочисл-х реформ проблемными оказались все составл-щие образа жизни: как в сфере тр. (при многомесячных невыплатах зар/пл.), в семейн. ж., в воспт-нии детей, орг-ции быта и т.д., что стало соц-экономическим обоснованием возникновения и институирования проф-ной с. р-ты в Р. На сег. день за18 лет сущ-ния проф-ой с. р. наличие достаточного количества гос. пр-мм, позволяющих решать пр-мы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывающихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост учреждений системы СЗ и объемов финансирования, п-щь малообеспеченным (службы соц. п-щи готовы предоставить помощь всем лицам, уровень дохода которых ниже установленной черты бедности). Минусы: большой критике подвержена бюрократизация, не высвечивает реальных доходов; преобладание в с. р. теории над практикой решения соц. пр-м – необх-сть в инновац-х технол-ях.

4. Особенности реализации технологии соц. профилактики

Технология соц. профилактики одна из самых перспективных, но и в тоже вр. ресурсоемких. Термин «проф-ка» пришел из медицины и означает предотвращение. Проф-ка в с. р., также как и в медицине, бывает первичной, вторичной и третичной. Первичная проф-ка лучше всех и базируется на прогнозировании. Вторичная же проф-ка направлена на снижение негатива появившейся проблемы. Иногда речь идет и о третичной проф-ке. Третичная проф-ка имеет дело со снижением негативных последствий «хронического» соц. явления (наркомания). Соц. проф-ка достаточно широко используется в соц. р-те. Можно говорить, н-р, о проф-ке дев. поведения, дисфункции семьи. Однако реализация данной технологии предполагает наличие достаточных ресурсов. Проблема здесь состоит в том, что соц. проф-ка направлена на проблему, которая еще не сущ-ет, хотя сущ-ют многие другие, на решение которых можно было бы направить эти ресурсы. Но повторюсь, данная технология явл. перспективной. Технология соц. проф-ка осущ-ся спец-тами разл-х служб,к которым предъявляются определенные требования: квалификация, опыт, знания. То есть данная технология может реализовываться только на адекватной реакции об-ва на проф-ку (в этом состоит проблема, поскольку она основывается на информировании об-ва о каких-то негативных соц. явлениях, способах их избегания). Поэтому необходимо задействовать СМИ, соц. рекламу (проф-ка безопасности на дороге, реклама вскармливания, проф-ка гепатита, проект в г. Апатиты «Проблемы города решаем вместе»). В соц. р-те широко используется проф-ка дев. пов-ия, проводится работа по занятости населения, профориентация и др. Данная технология требует усилия многих спец-стов, и в команде (медики, педагоги, психологи, правоохранительные органы). То есть соц. проф-ка направлена на информирование населения о какой-то проблеме, причинах ее наступления и последствиях. В соц. р-те технология соц. проф-ка реализуется опосредованно, н-р, обучение семьи технологиям воспитания может явиться проф-кой безнадз-ти, бесприз-ти, дев. пов-ия. За рубежом соц. р-та финансир-ся достаточно хорошо, поэтому основной акцент в решении соц. проблем делается на технологию соц. проф-ки.


Статьи по теме