Система Работы Составления Конспекта Лекций

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Система Работы Составления Конспекта Лекций. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Справочники».

Система Работы Составления Конспекта Лекций.rar
Закачек 594
Средняя скорость 4382 Kb/s
Скачать

Составление конспекта лекции — Конспект Лекций, раздел Педагогика, Методика преподавания экономики Составление Конспекта Лекции. Тема Лекции: Понятие Национальной Экономики. Пл.

Составление конспекта лекции. Тема лекции: Понятие национальной экономики. План. 1. Сферы национальной экономики. 2. Сектора национальной экономики. 3. Отрасли национальной экономики — виды экономической деятельности Определим подготовленность студенческой аудитории (или неподготовленность) к восприятию данной темы путем проведения диалога.

Вспомним из уже пройденных дисциплин материал, касающийся данной лекции и преподнесем информацию студенту, заставляя его задуматься и начать самостоятельную работу.

Таким образом, реализуя учебную функцию. Начало лекции – ввод в экскурс национальная экономика. Вводная часть Национальная экономика представляет собой сложную многоуровневую хозяйственную систему, определение сущности которой зависит от цели исследования. Для анализа экономической деятельности понятие национальной экономики определяется следующим образом. Зададим вопрос аудитории, дать определение национальной экономике. В случае если ответ будет не полный, завязать диалог, задавая наводящие вопросы.

Например, в результате какого общественного явления (развития общества), сформировался комплекс взаимосвязанных отраслей? Какой фактор непосредственно влияет на развитие различных отраслей? Какое взаимодействие должно происходить на международном уровне? Национальная экономика – Это единый комплекс взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.

Зарисуем для наглядного восприятия схему структурного плана экономики. рис.1 Структурный план национальной экономики. Рассмотрим каждый блок. В правовом плане национальная экономика – это совокупность организаций, имеющих статус юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации). В отраслевом плане при анализе национальной экономики используются такие понятия, как сфера, сектор, отрасль, вид экономической деятельности. 1. Сферы национальной экономики.

Подразделение экономики на сферы осуществляется с точки зрения участия их в формировании ВВП и НД. Вся национальная экономика делится на две сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу. Сфера материального производства совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага. Результат действия в этой сфере – продукция производственного назначения и товары широкого потребления, услуги транспорта и т.д. Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения.

Например, образование, коммунальные услуги. На основании пройденного материала составим и заполним схему, путем вовлечения аудитории в совместное размышление. Таким образом, перед студентами ставиться учебная проблема-задание, которые они должны самостоятельно решить, получив новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя.

При таком стиле лекции процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Таким образом обеспечивается достижение трех основных целей: усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. Успешность достижения цели при построении проблемы-задания обеспечивается совместными усилиями преподавателя и студенческой аудитории.

Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к развитию научного знания. Это формирует мышление студентов, порождает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии. Общий эффект определяется содержанием, способом организации совместной деятельности и теми средствами общения, которые обеспечивают эффективную «трансляцию» личности педагога аудитории студентов.

Чем ближе педагог к некоторому образцу профессионала, тем значимее его влияние на студентов и тем легче достигаются результаты обучения. Учебная проблема-задание — форма совместной деятельности преподавателя и студентов, объединивших свои усилия на достижении целей общего и профессионального развития личности специалиста. Этот дидактический прием позволяет создать у студентов иллюзию «открытия» уже известного в науке.

Студент не просто перерабатывает информацию, а переживает ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания. Здесь не обойтись без участия мышления студента и его личностного отношения к усваиваемому материалу. Для проблемного изложения отбираются узловые, важнейшие разделы курса, которые в своей совокупности составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Учебные проблемы должны быть доступны для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности общего и профессионального. Наибольшей ценностью обладает такое построение учебного материала, которое позволяет раскрывать логику развития важнейших научных идей и теорий. Чем выше степень диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты.

И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной. В зависимости от методического замысла лекции диалогическое общение преподавателя с аудиторией может строиться либо как «живой» диалог со студентами по ходу лекции на тех ее этапах, где он дидактически целесообразен, либо как диалог внутренний, что наиболее типично для лекции проблемного характера.

В последнем случае студенты вместе с преподавателем (во внутреннем диалоге с ним) ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных занятий, индивидуальной консультации с преподавателем либо же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре. Средством управления мышлением студентов на учебно-проблемной диалогической лекции является система заранее заготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов, составляющих своеобразный «инструментальный ящик» преподавателя. Он извлекает из этого «ящика» те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения лекции для достижения ее промежуточных и конечных целей.

Проблемные вопросы — это такие вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее — в сторону поиска неизвестного пока студенту нового знания, условий или способов действий.

Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания, необходимые для понимания существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы как бы направлены в прошлое — к тем знаниям, которыми студент в той или иной мере уже владеет. По внешней логической форме проблемные и информационные вопросы могут быть одинаковыми. Они различаются только по своим функциям в управлении познавательной деятельностью.

Поэтому один и тот же вопрос может быть информационным для сильного студента и проблемным — для слабого. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента. 2. Сектора национальной экономики. Для обобщающей характеристики экономических процессов национальная экономика разделена на сектора. Сектором национальной экономики называется совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.

Таким образом, группировка по секторам позволяет разделить части национальной экономики, обладающие общими характеристиками. В зависимости от форсы собственности различают секторы экономики: государственный и частных. Государственный сектор подставлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами.

Частный сектор представлен совокупностью предприятий, организаций и учреждений, непосредственно не контролируемых государством. Зарисуем схему состава секторов. рис. 3 Состав секторов Зададим студентам проблему-задание, путем соотнесения представленных в схеме секторов с конкретной характеристикой. Рыночный сектор представляет совокупность хозяйственных единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством.

Этот сектор вносит наибольший вклад в производство ВВП, но не участвует в конечном потреблении. Сектор предприятий – представлен совокупностью коммерческих и некоммерческих организаций, основными видами деятельности которых является финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность. В этот сектор включаются Банк России, коммерческие банки, прочие финансовые посредники. Сектор государственных учреждений включает совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Основными функциями данного сектора являются: организация предоставления товаров и оказания услуг обществу и финансирование такого предоставления из средств от налогообложения или других доходов, производство нерыночных услуг. Сектор домашних хозяйств представлен совокупностью домашних хозяйств, состоящих из небольшой группы лиц. В рамках домашнего хозяйства они объединяют часть или все свои доходы и активы, совместно потребляют отдельные виды товаров и услуг.

Нерыночный сектор обслуживает домашние хозяйства, представлен совокупностью некоммерческих организаций, основной функцией которых является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам на нерыночной основе. Составим схему взаимодействия секторов экономики для получения наглядной системы. Трансферты Приобретение факторов производства Предоставление факторов производства М Инвестиции Сбережения Экспорт Продажа товаров и услуг импорт Приобретение товаров и услуг рис. 4 Схема взаимодействия секторов экономики 3. Отрасли национальной экономики — виды экономической деятельности Отраслью (видом экономической деятельности) является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решение многочисленных задач, среди которых основными являются: • идентификация экономической деятельности, заявляемой хозяйствующими субъектами при регистрации; • разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; • осуществление государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; • обеспечение потребностей органов государственной власти и управление в информации о видах экономической деятельности при решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др. Составим таблицу, в которую студенты по заданию будут заносить данные, разделяя экономическую деятельность на отрасли экономики и отрасли промышленности.

Отрасли экономики Отрасли промышленности Промышленность Электроэнергетика Сельское и лесное хозяйство Черная металлургия Строительство Цветная металлургия Торговля, общ. питание, МТС Химия и нефтехимия ЖКХ Машиностроение Здравоохранение Стройиндустрия Образование, наука, культура Легкая промышленность Заключение В лекции было рассмотрено понятие национальной экономики, сферы, сектора, а также отрасли национальной экономики были даны основные определения, составлены схемы и проанализированы различные взаимосвязи.

Студенту необходимо еще раз самостоятельно прочитать лекцию и разобраться в неясных моментах с использованием дополнительной литературы.

Заключение В данной реферативной работе были решены задачи разработки и составления методики проведения лекции, а на этой основе составлен конспект лекции.

Была реализована научная функция лекции состоящая в передаче студентам современного состояния науки, ее метода и содержания, принципов и закономерностей, ее основных идей и категорий, обобщенных ею фактов, явлений, событий. Делая вывод можно сказать: что выбор вида лекции, темы и ее структуры в учебной программе, выбор стиля – все это зависит от конкретной дисциплины, темы, требующей соответствия стиля, уровня знаний студентов: какому курсу читается лекция, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

— указать этапы лекции и время, отведенное на них;

— возможную форму актуализации знаний студентов;

— конспект содержания материала лекции;

— инструктаж по организации самостоятельной работы студентов по данной теме;

— рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Пример оформления конспекта семинарского, практического занятия.

Семинарское занятие №___________

— методические указания студентам к организации их деятельности при выполнении заданий в ходе занятия;

— форма отчета студентов о выполнении работы;

— литература по теме.

Третий этап

Подготовка практиканта к проведению учебного занятия.

Методические рекомендации

Работа практиканта на этом этапе складывается из нескольких моментов: прочитать конспект, запомнить содержание учебного материала, потренироваться в его воспроизведении, настроить себя на работу в студенческой аудитории в качестве преподавателя.

Прочитать конспект необходимо несколько раз «про себя» и вслух, стараясь интонационно выделить опорные моменты, обращая внимание на время, затраченное на чтение конспекта.

После того, как материал запомнился, нужна репетиция. Как актер работает над ролью, так и преподаватель «проигрывает» свой конспект в форме диалога с воображаемым собеседником (студентом). Лучше, если репетиция проходит перед зеркалом, тогда вы сможете отработать мимику, жесты, позу, выбрать оптимальные варианты.

После проведения занятия, на котором в обязательном порядке присутствуют другие практиканты, преподаватель-методист организует обсуждение занятия. Для анализа используется та же схема, по которой магистранты анализировали занятие преподавателя.

При обсуждении первое слово для самоанализа предоставляется магистранту, проводившему занятие. Затем с анализом, вопросами выступают его однокурсники, практикант отвечает на замечания, вопросы. Итоговое выступление остается за преподавателем. Он аргументировано выставляет оценку в дневник практики.

Научно-методическая работа.

Включает в себя ознакомление с научно-методической работой кафедры, подготовку научного сообщения и выступление с ним на научном семинаре при кафедре, выполнение методического задания, руководство научной работой студентов. Магистранты знакомятся с материальной базой кафедры, с оборудованием учебных аудиторий, функциональными обязанностями заведующего кафедрой, старшего лаборанта. Изучают и анализируют деловую документацию кафедры: планы работы кафедры, индивидуальные планы преподавателей, отчеты, протоколы заседаний кафедры, план работы научного семинара при кафедре. Знакомятся с учебно-методическими и научными публикациями преподавателей кафедры. В период практики магистранты участвуют в заседании научного семинара при кафедре, анализируют его, принимают участие и самостоятельно готовят одну из форм методической работы (педагогические чтения, организация методических уголков или выставок, обзор научно-методической литературы по конкретному учебному предмету и т.д.). Посещают одно-два заседания кафедры и одно заседание научного семинара.

В ходе научно-педагогической практики магистранты выполняют задания, связанные со сбором теоретического и практического материала для магистерской работы. Определяют базу для проведения педагогического эксперимента. Проводят констатирующий этап эксперимента, разрабатывают содержание и методику формирующего этапа, завершают эксперимент контрольным этапом, обрабатывают полученные данные, производят их педагогическую интерпретацию, выходят на конкретные рекомендации.

Магистранты приобретают навыки организации научной работы студентов и руководства ею. Они знакомятся с планами работы студенческих научных кружков. Разрабатывают и проводят одно занятие кружка. Принимают участие в подготовке студентов к олимпиаде по специальности. Консультируют студентов при подготовке их выступлений на ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов университета.

Методические рекомендации по подготовке к участию в работе научного семинара при кафедре.

Вопросы для анализа научного семинара:

— Насколько актуальна тема семинара?

— Какова форма проведения семинара?

— Как соблюдают выступающие регламент?

— Отражена ли в выступлениях основная проблематика семинара?

— В какой форме преподаватели высказывают свои суждения?

— Временные рамки проведения семинара.

— Реакция аудитории на выступления коллег.

— Чье выступление понравилось больше, почему? Чей опыт для вас стал наиболее ценным?

По отношению к записи лекции слуховое восприятие ее содержания и логическая обработка должно носить опережающий характер: нельзя записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) до тех пор, пока мысль не воспринята в ее относительно законченном виде, иначе запись может оказаться механической или ненужной. Основной теоретический материал должен быть записан полно, вспомогательный материал (иллюстрации, разъяснения, примеры и т.д.) кратко, достаточно лишь указать на сами факты или характер примера, или способ пояснения.

Записи следует вести в отдельной тетради, оставляя широкие поля или заполняя лист лишь с одной стороны, чтобы дополнить отдельные положения лекции примерами, записями из учебников или других источников. Желательно в начале лекции поставить число, четко записать тему и план. Каждую новую лекцию лучше начинать с новой страницы. Тему необходимо выделять подчеркиванием или другим цветом.

Необходимо владеть и техникой записи лекции: на полях записывать непонятные слова, возникшие вопросы, новые научные термины. Важно выработать систему сокращения слов – это помогает сократить время на сам процесс записывания. Но сокращать слова надо правильно, для этого можно использовать энциклопедический словарь или делать рабочие сокращения понятные самому студенту. Например. Вместо «педагогическая деятельность» — «П.Д.». В процессе лекции необходимо постоянно сохранять «рабочую установку» и умственную активность.

Эффективность лекции зависит также от ее последующей проработки студентом. Механическое заучивание лекции не эффективно. Глубоко понять, осознать содержание лекции возможно только при изучении материала лекции совместно с материалом учебника, а также при чтении рекомендуемой литературы. При этом желательно новые знания связывать с ранее приобретенными и личным жизненным опытом. Такая система проработки лекции позволит студенту усвоить материал осознанно и глубоко.

4.6. Методические рекомендации по подготовке к семинарам

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующего за ним обсуждения. Сообщение должно занимать по времени не более 3-5 минут. Основной вид работы на семинаре — участие в обсуждении проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом — лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно — в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника — вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов — чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование — дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем, виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование — один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее, есть смысл выделить последнее особицей, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности разбор источника не отличается от работы с литературой — то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа — столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

· на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

· если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее — не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

· выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно: замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе — для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса в целом. Вышеприведённая процедура должна практиковаться регулярно — стабильная и прилежная работа в течение семестра — залог успеха на сессии.

4.7. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой.

Одна из основных задач учебного процесса сегодня — научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться — это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения студентов работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Именно это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки, кодировки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.

Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывания и развертывания информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс — развертывание — не просто восполняет сделанные сокращения. Текст, при этом, дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые «ниточки», связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом, в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества — и именно поэтому вторничные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее приращении, освоении.

Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации.


Статьи по теме