Сложные Словарные Слова Русского языка

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Сложные Словарные Слова Русского языка. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Сложные Словарные Слова Русского языка.rar
Закачек 918
Средняя скорость 8365 Kb/s
Скачать

Если Винни Пуха утомляли длинные слова, то многих школьников утомляют «не поддающиеся никаким правилам, ужасно трудные словарные слова». В борьбе с ними и с собой мы не смогли придумать ничего нового: их надо учить! Но, может быть, можно сделать это интересно? Воспользовавшись списком слов, который предлагает Л.А. Ахременкова в пособии «К пятерке шаг за шагом» для 7-го класса, мы составляем из этих слов интересные тексты и пишем словарные диктанты один раз в две недели. Слова, которые вызывают затруднения у большинства учеников, могут повторяться в последующих диктантах, иногда это помогает выстроить сквозные сюжетные линии. Почти всегда предлагаю ученикам продолжить текст, дописав 1–2 предложения.

1. В преддверии турнира по теннису корреспондент сидел за колонной на террасе, с аппетитом пил кофе и рисовал карикатуры на знакомых коммерсантов. Внезапно к нему подошел незнакомец в матросской форме, передал программу и кассету с русскими песнями. Затем он сказал пароль: «Тонну макулатуры повезут по коммерческой трассе». Корреспондент произнес отзыв: «В слове интеллигент нет суффикса». Это был провал, и обоих ждала ссылка.

2. Бесприданница сидела в кресле у кованого светильника и мечтала о женихе-интеллигенте. Она была племянницей военачальника, и он обещал оставить ей неслыханное приданое: серебряную пудреницу, деревянный сундук и оловянные ложки.
Смышленые мошенник и мошенница все рассчитали и решились на невиданный поступок: выкрасть серебряную пудреницу у бесприданницы-труженицы. Но произошла путаница: . .

3. Ураган настиг мошенников на пароме. Багровый закат освещал их лица, пятибалльный шторм грозил жизни. После неудачной попытки украсть пудреницу они рассчитывали продать акваланг коммерсантам. Это было рациональное решение.
А увенчанный славой военачальник был желанным гостем в доме своей племянницы. Он был патриотом, отказывался от привилегий и не пресмыкался перед властью. Его племянница-бесприданница жила в каморке возле гастронома и лепила из пластилина поразительные фигурки акробатов. Оловянные ложки и серебряная пудреница по-прежнему лежали в деревянном сундуке.

4. Кромешная тьма скрыла город, метель залепила глаза светофоров.
Кто-то стоял на снегу, хорошо утрамбованном под окнами дома, и видел, как в кухне на конфорке варится кофе. Из громадной гостиной доносились голоса.

«Леность – неслыханный порок», – говорила мачеха своей падчерице-труженице и заставляла ее бессчетное количество раз протирать все кристаллики на ожерелье. Мачеха лелеяла мысль о том, что прославится. Колонны корреспондентов будут поджидать на террасе или у калитки, сражаясь за ее внимание. Она будет вести интеллектуальные беседы о классике или о ценах на бензин с комендантом города.

Вдруг ее мечты прервал шум, раздавшийся за окном.

5. После бесчисленного количества ошибок седьмой класс вновь готовился к диктанту, желая поразить учителя неслыханными знаниями. Привилегий не было ни у кого. Приближался желанный четверг, и все путаники и мученики седьмого класса, позабыв о лености, повышали уровень интеллекта, рассчитывая на высший балл.
В страшных снах им являлись племянница с приданым в виде пластилиновых акробатов, военачальник с серебряной пудреницей, мошенница и мошенник с аквалангом, мачеха в ожерелье из кристаллов и корреспондент, отправленный в ссылку. Эти герои то шли вереницей под звуки траурных аккордов, то пускались в русский перепляс, постукивая каблуками. Никто не знал, что с ними сделают грамотные и смышленые семиклассники.

6. «Падчерица, готовя винегрет, чистя линолеум, развешивая сияющую гирлянду и собирая газеты с карикатурами, увидела силуэт у дома и побежала открывать дверь.
Некий озябший иждивенец, едва шевеля губами, сделал падчерице предложение. Падчерица попросила держать дистанцию, но тем не менее согласилась.
Тем временем мачеха беседовала с военачальником об освобождении корреспондента, чтобы тот прославил мачеху, а мошенников посадил за решетку. Узнав о свадьбе падчерицы, она пригласила военачальника и его племянницу-бесприданницу в гости.
После предварительной подготовки, увенчанная фатой, падчерица принимала подарки. Мошенник и мошенница подарили акваланг, с которым им было жаль расставаться, бесприданница-труженица – кассету с комментариями знаменитых критиков, прочитавших произведения русских классиков. Освобожденный корреспондент преподнес программку, а военачальник – канистру бензина, бутыль керосина и кованую подкову на удачу.
Мачеха была довольна и не предъявляла претензий, ожидая статью, корреспондент был готов на все. » – писали смышленые и грамотные семиклассники ответ своему учителю.

7. Начищенный до блеска линолеум радовал глаз. Гирлянда освещала силуэт коменданта, который читал заголовки газет, рассчитывая найти что-то интересное.

«Найдено ожерелье в винегрете!»

«Смышленая обезьяна ставит штемпели на квитанции и конверты».

«Неслыханная эпидемия среди тружеников гастронома».

«Меняю кованый сундук на тонну пластилина».

«В преддверии выборов».

«Газет ты можешь не читать, макулатуру сдать обязан».

Задумавшись, он не увидел, как.

. мошенники, забравшись в квартиру, выкрали вазу, полную кристаллов, и тонну пластилина;

. огромная обезьяна в серебряном колье бьет мошенников за воровство;

. внезапно гирлянда погасла, а елка, оказавшаяся баллистической ракетой, стартовала к его врагам.

8. В преддверии праздника в городе царила суматоха. Ждали бесчисленное количество гостей, рассчитывали на приезд иностранных делегаций. Пятитонный фургон с мороженым, яркое сочетание шариков и флажков, колоннада, украшенная подлинными картинами местного художника, – все обещало бурное веселье.
Концерт начался с выступления хора ветеранов – ровесников города. Затем девочки-сверстницы исполнили белорусский танец под аккомпанемент трещоток. Артиллеристы местного гарнизона завершили праздник салютом, искры которого медленно угасали на линии горизонта.

. школьники в этот день опять писали словарный диктант;

. мальчишки лет семи собирали макулатуру;

. годовалый малыш не видел этого торжества, мирно посапывая в своей кроватке;

. печальные мошенник и мошенница горевали о том, что в этот день им не удалось провернуть авантюру;

. потом вспомнили о мороженом, которое почти растаяло в фургоне;

. важный белорус, расхаживающий взад и вперед, все время ворчал: «Праздник без аккордов аккордеона – не праздник!».

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Предварительный просмотр:

Словарные слова 1 — 4

А лл ея, а кк уратный, а бр и ко с , а р о ма т , а в тобу с , а рти ст , а в т о м о би ль , а гр о ном, адр е с , а птека, а лма з , а лф а ви т , а бзац, а кк ор д , а п е ль син, а пп а ра т , а пп е ти т , …

Б а ран, б а ранка, б а лкон, б а р а бан, б е рёза, бер е г , б и ле т , б е седа, б о лот о , быстр о , б и бл ио тека, б а гровый, б а гря н ый, б о тинки, б ио граф и я, б а зар, б а сс е й н, б а тон, бу д то,…

В о к зал, в а гон, вос е мь , в нутри, в ме ст е , в дв о ём, вет е р, вч е ра, в е зд е , в дру г , в п е рё д , в п е р е ди, в о кру г , в о сто к , в о рона, в о р о бей, ветр е н ый, вес е л о , в о скр е се нь е, вал е нки, в п е рвые, выр а жаю, выр а зи т е ль ный, ва нн а, ва нн ая, вв ерх, ве я ть , в и н е гре т , в до ль , вн и ма т е ль ный, в о лшебный, в о рота, вс е гда, …

Гор о д , гражд а н е , гр а жд а нин, громк о , г а зета, г о то в , г о тов ить , г е рой, г о р и зон т , г о рох, г о ряч ий , г а л е рея, га мм ы, г о лубой, г о р и зонт, гра мм , гр а мм ат и ка, гри пп , гру пп а, …

Д е ре вн я, д о рога, дев о чк а, д е журный, д е сер т , д е ка брь , два д цать , дв е на д цать , д и рект о р, до св и дан ия , д иа ло г , дл и на, дро жж и,

. Д а леко (д а ль)

Д о лина (д о л – ровное место)

Е ж е вика, есл и …

Ж ё лтый, ж и вотн о е, ж е лаю, жу жж ит, же нщ и на, жж ё т, …

З а во д , за я ц, за в тр а , за в тр а к , з де сь , з дан ие , з а кон, зап а д , здра в ствуйте, з е мл я ника, …

Из д а л е ка, и нж е нер, и нт е ре сн ый, ин е й, и н о гда, ист и на, ист и нн ый, и меть в в и ду, и лл юстрац ия , и ску сс тв о , …

К а л е нда рь , к а пуста, к а ртина, к а ртоф е ль , к а стрюля, кв а ртира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, к о м ба йн , к о см о на вт , к а б и нет, косм о с , к о стёр, к о нь ки, к о рова, к о пыто, к о лен о , к а рни з , ка сс а, к а рн а вал, к о нструкт о р, к о нструкц ия , к о пейка, кла сс , к а р а нда ш , к о лхо з , к и л о гра мм , к о манда, к а мы ш , к а п и тан, к о ра бль , к о нц е рт, к о рзина, к о р и дор, к а сс ета, к о м а ндир, как бу д то, к а ка о , к а литка, ка я ть ся, к о лл е кти в , к о лл екц ия , коф е , кро сс , кр о сс о в ки, кр о сс вор д , к о рр е сп о ндент, К расн ая площ а дь , К ре мль …

. К О МПАНИЯ К А МПАНИЯ

Л о пата, лаг е рь, лес т н и ца, л и сица, л и ловый, л е п е сток, л а донь, л а б о р а тор ия, ла я ть, л и мон, л е л е ять, …

М а ши на, м о л о ко, м е две дь , м о рко вь , м е чт а, м о ро з , Мо сква, медл е нн о , м о л о ток, мес я ц, м а г а зин, м а лина, мандарин, ма тч , м е та лл , м е т а лл ич е ский, мальч и к, м е тро, ма сс а, м е чта, му ж чина, м и лл и метр, ма я ть ся,…

На за д , на лев о , на прав о , на верн ое , на долг о , на ро чн о , не ск о льк о , н а ро д , на вс е гда, н а де я ть ся, н ао б о рот, н а пр и мер, н а с е ком ое , н е деля, …

Ов о щи, о дежда, о гурец, о ктя брь , о ди нн а д ц а ть, о г о ро д , о днажды, о бе д , о вё с , о рех, о сина, о тец, ок о л о , о в ца, обратно, о б о рона, о б а ян ие , о б а я тель ный, о з о рник, о т ча я н ие , обл а к о , о тт ен о к, о громный, о ранж е в ый, о рф о гра мм а, о тт уда, о тд ых, о теч е ств о …

П а льто, п е нал, п е тух, п о суда, п о м и дор, п о года, п о беда, п е сок, п е счан ый, пр е кра сн ый, пш е ница, пятн и ца, п о н е де ль н и к, п е ча ль, п е йза ж , п о ртрет, п и томник, пут е шеств ие , пр и вет, пр и вет лив ый, пл а ток, пр и рода, пр а ви тель ство, п а сс а жир, п а деж, пам я тн и к, п а латка, п иа нин о , п о жалу й ста, п о н и мать, п о п о лам, пор о вну, пр е сти ж , пр о гр е сс , пр ои сшеств ие , пр о стор, пр о фе сс ия , пр о ц е сс , п е рр он, п о мо щн и к, п о п е рёк, п о ряд о к, п о том, п о т о му чт о, поч е рк, прав и л о , прав и льн о , праз д н и к, пр е дмет, пр и вет, пр и мер, пр о гра мм а, пр о фе сс ия , …

Р а бота, р а боч ий , р е бята, ру сс кий, р а кета, р а сс т о ян ие , р е шен ие , р и сун о к, р а стен ие , ра йо н, р а внина, р о яль, р я бина, р а сс ка з , р е монт, ре я ть, р о машка,

. Р од и на – Р о сс ия,

но р од и на – город, село, где родился.

. Раз в и в аться – развитие, прогре сс ,

Раз в е в аться – (веять) флаг, знамя.

С а лют, с а п о ги, с а ла з ки, скор о , с о бака, с о рока, сев е р, с е го дня, с о лдат, с о л о вей, ст о л и ца, с о лома, св е ркать, св о бода, св о бодн о , с ей час, с е крет, с е ребр ян ый, се я ть, се я лка, сл ев а , сп рав а , сп а сиб о , с а м о лёт, с и рень, с и рен ев ый, су бб ота, су бб отн и к, свит е р, с и туац ия , сл а вян е , стольк о , сз ад и , с о ч и нен ие , су мм а,

спр а в е длив о сть, ст е ре чь , стра нн ый, сн а чал а , скольк о , с и ница, сч и тать, сч ё т, сч ас ть е , ст а кан, сс ора, ср азу, стр е к о за, с о ч и нен ие , с о сед, с о всем…

Т а релка, т е тра дь , тракт о р, т о вар и щ, т о ржеств е нн ый, т е перь, т е л е фон, т е пл о во з , т о пор, тр а м вай, тр а диц ия , тр е вога, т е атр, т о гда, тольк о , т е л е гра мм а, т е рр а с а, т е рр и тор ия , т о мат, т о ска, т о ску е т, тр о лл ейбус…

Уч е ник, уч е ница, учи т е ль , учи т е ль н и ц а, ур о жай, ул и ца, уж и н, ур а ган,

Фу т бол, ф ой е, ф ио лет ов ый, ф а мил ия , ф а нтаз ия , фин и ш …

Х о зяйств о , х о зя и н, хл е б о ро б , х о р о шо,

Ч е л о век, ч е твер г , ч ё рный, ч е тыр на дцать ,

Ш о фёр, ш о сс е , ш е с т надц а ть, шор о х, ш а лаш, ш ё лк,

. Ш Ё Л , У Ш Ё Л , ЗА Ш Ё Л , НА Ш Ё Л , ПЕРЕ Ш Ё Л , ОТО Ш Ё Л …

. Шеств о вать – идти за кем-то — шеств ие

Ше ф ств о вать – быть ше ф ами

Щ е гол, щ е нок, щеб е т (птиц)

Э к и па ж , э л е ктрич е ств о , э кспр е сс , э к скурс ия , э к ск а ват о р, э ск а лат о р, э л е ктр о во з , э л е ктр о станц ия …

Ябл о ня, ябл о к о , яг о да, як о рь, я зык, яй цо, ящ е р и ца, ясн о , ястр е б …


Статьи по теме