Журнал Русский язык в Школе 2014

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Журнал Русский язык в Школе 2014. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Журнал Русский язык в Школе 2014.rar
Закачек 672
Средняя скорость 9165 Kb/s
Скачать

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Первый номер журнала «Русский язык в школе» увидел свет в августе 1914 г. (тогда журнал назывался «Родной язык в школе»). Журнал выходил под разными названиями: «Родной язык в школе», «Родной язык и литература в трудовой школе», «Русский язык в советской школе» и, наконец, с 1936 года – «Русский язык в школе».

Разнообразный по форме и широкий по охвату тем материал отвечает современным задачам преподавания русского языка в школе и вузе. В доступной и интересной форме освещаются актуальные вопросы преподавания русского языка. Уделяется внимание и современным формам углубленного изучения языка (факультативы, элективные курсы и т.д.). Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт» (с подразделами «Уроки словесности», «Начинающему учителю», «Совершенствуем профессиональную подготовку», «Дидактический материал»), «Методическая почта» (с подразделами «Такие разные уроки…», «А я делаю так…»), «Внеклассная работа», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Русский язык в вузах», «Критика и библиография», «Консультация» (с текущим планированием по действующим в школе учебникам).

В августе 2014 года журналу «Русский язык в школе» исполнилось 100 лет.

Главный редактор журнала в настоящее время – Наталия Анатольевна Николина.

Адрес редакции: 101000, Москва, Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5.
Телефон: (495) 624-75-18.
E-mail: admin@riash.ru

Предлагаем вашему вниманию избранные статьи отечественных филологов, опубликованные в разные годы на страницах журнала.

Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1991). Автор рассказывает о том, какие этапы прохо­дит иноязычное слово, прежде чем стать своим, окончательно закрепиться в русском языке.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1968). Автор рассказывает о причинах возникновения помех в понимании слушателем или читателем услышанного или прочитанного текста.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1968). Автор рассказывает об истории омонимов мандарин ‘государственный чиновник феодального Китая’ и мандарин ‘цитрусовое дерево и плод этого дерева’, о крылатом выражении убить мандарина, существующем во французском языке, но повлиявшем в том числе и на русскую литературу.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1964). Автор размышляет о критериях правильности, чистоты, богатства и разнообразия речи, о проблемах кодификации литературной нормы, об отличиях между ее колебаниями и нарушениями.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954), речь в ней идет об устаревшей лексике. Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский.

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 5, 1952). В ней дана классификация союзов и описаны их основные функции. Статья и спустя 60 лет после ее написания будет очень полезна преподавателям русского языка как родного и как иностранного.

Проф. М. Н. Петерсон

Рейтинг:

Вторая часть статьи В. Д. Левина («Русский язык в школе», № 3, 1952), написанной в те годы, когда регулярно проводились конференции наподобие «Вопросы языкознания в свете трудов И. В. Сталина».

Рейтинг:

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1952). Она отлично передает атмосферу начала 1950-х – когда после выхода в свет статьи Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» лингвисты практически в каждой работе были вынуждены цитировать этот труд и воспроизводить содержавшиеся в нем фактические ошибки.

Рейтинг:

Правильно ли мы читаем и – главное – понимаем программное стихотворение А. С. Пушкина «Памятник»? Как в черновиках Пушкина выглядели знакомые нам со школьной скамьи строки? Об этом идет речь в статье профессора П. Я. Черных, опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1949).

Рейтинг:

Почему мы говорим н а пол, но на ст о л? В чём разница между словами безударными и слабоударяемыми? Почему у одних сложных слов есть побочное ударение, а другие его не имеют? И как возникают колебания в ударении? Ответы на эти вопросы – во второй части статьи Р. И. Аванесова «Об ударении в русском языке», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 1948).

Проф. Р. И. Аванесов

Рейтинг:

Предлагаем вниманию читателей портала первую часть статьи Р. И. Аванесова «Об ударении в русском языке». Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 1948), в ней даны основные сведения об ударении и его типах. Вы узнаете о том, что такое фразовое, логическое, тактовое, экспираторное ударение, чем русское ударение отличается от ударения в других языках и как связано ударение с долготой и краткостью гласных.

Проф. Р. И. Аванесов

Рейтинг:

Статья Александра Илариевича Германовича «Междометие как часть речи» впервые опубликована в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1941). В этой статье автором предложена классификация междометий и рассмотрена синтаксическая роль междометных слов в предложении.

Рейтинг:

Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В ней рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания. С. П. Обнорский неоднократно подчеркивает, что задача унификации русского правописания не имеет ничего общего с реформированием письма, и приводит примеры теоретически возможных изменений и дополнений к правилам, которые, однако, не рассматриваются языковедами именно потому, что перед ними не стоит задача провести реформу или радикально «упростить» правописание.

Акад. С. П. Обнорский

Рейтинг:

Предлагаем вниманию читателей портала статью А. А. Реформатского «Упорядочение русского правописания», опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 1, 1937). Из этой статьи читатель узнает, как в первые десятилетия советской власти шла работа по подготовке общеобязательного свода правил русского правописания, который, напомним, был официально утвержден только в 1956 году, почти через 20 лет после написания статьи (работа по упорядочению правописания прервалась в годы Великой Отечественной войны). Небезынтересно узнать, какие написания могли бы стать нормативными, если бы были подготовленные к концу 1930-х «Свод орфографических правил» и «Свод пунктуационных правил» были тогда утверждены правительством СССР.

А. А. Реформатский

Рейтинг:

Архив научных статей из журнала «Русский язык в школе»

АВЕРЬЕВА М.В., ВАРТАНЯН В.В., САВЧУК Л.О. — 2014 г.

БОГДАНОВА Г.А., ВИНОГРАДОВА Е.М. — 2014 г.

ВЛАДИМИРСКАЯ Г.Н. — 2014 г.

ВЛАДИМИРСКАЯ Г.Н. — 2014 г.

ГРОМОВ И.А. — 2014 г.

ГРОМОВ И.А. — 2014 г.

ДЕЙКИНА А.Д., ЛЕВУШКИНА О.Н. — 2014 г.

БЕДНАРСКАЯ Л.Д. — 2014 г.

ПАРУБЧЕНКО Л.Б. — 2014 г.

В статье дается лингвистический анализ ненормативных написаний в рассказах В.М. Шукшина, показывается их роль в поэтической системе автора.

НАУМЕНКО С.В. — 2014 г.

В статье рассматривается орфографическая деятельность В. П. Светова и его «Опыт нового российского правописания, утвержденный на правилах российской грамматики и на лучших примерах российских писателей», который был одним из образцовых орфографических изданий XVIII в. Устанавливаются новаторские аспекты работы, позиция автора в полемике о ведущем начале правописания и «лишних» буквах, оценка «Опыта» A. П. Сумароковым, А. Барсовым, Я. К. Гротом и М. И. Сухомлиновым, влияние на рекомендации В. П. Светова грамматики М. В. Ломоносова. Орфографические постулаты B. П. Светова анализируются в контексте особенностей орфографической практики второй половины XVIII в.

ПАНОВА Г.И. — 2014 г.

В статье излагаются разные точки зрения на образование приставочных глаголов движения несовершенного вида типа приносить, улетать, свозить, существующие в русском и славянском языкознании; способ их образования определяется автором как суффиксация аналогического характера. В качестве одного из доказательств не префиксального, а суффиксального их образования рассматриваются видовые омонимы типа свозить, облетать (что делать?) и свозить, облетать (что сделать?).

ГРИГОРЬЕВА В.М. — 2014 г.

БАРАНОВ М.Т. — 2014 г.

Публикация из архива журнала «Русский язык в школе» (1998, № 4) приурочена к 90-летию со дня рождения М. Т. Баранова (1924-1999) — выдающегося специалиста по русской лингводидактике, автора учебников и учебных пособий по русскому языку для средней школы, многолетнего члена редколлегии нашего журнала. В статье освещается история развития риторики как учебно-методической дисциплины в России, определяются объем и содержание предмета в динамике на протяжении XVII-XX вв. Автор обосновывает место развития речи и правомерность употребления соответствующего термина применительно как к процессу становления речи в целом, так и к системе методического воздействия на учащихся; рассматривает проблему сочинений как особого вида работы в средних учебных заведениях; останавливается на истории изучения детской речи в XX в.

НИКОЛИНА Н.А. — 2014 г.

В статье показана связь рассказа Ю. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» с искусством кино, описаны приемы построения этого текста.

ПАНОВА Е.А. — 2014 г.

В статье, посвященной анализу стихотворения А. С. Пушкина, речь идет о поэтическом воплощении лирического переживания автора, которое связано с вечными темами смерти и бессмертия, тайной жизни, верой и безверием, любовью и забвением.

ЛЕБЕДЕВ А.М. — 2014 г.

Статья А. М. Лебедева — основателя журнала «Родной язык в школе» (теперь «Русский язык в школе»), впервые напечатанная в периодическом издании «Педагогический листок» (1910, №8), посвящена памяти великого русского педагога К. Д. Ушинского (1824-1870), чье 190-летие отмечается в этом году.

БУЛОХОВ В.Я. — 2014 г.

Автор рассуждает о правомерности выделения писательской компетенции школьников; описывает такие умения, как способность учиться у других авторов, умение учиться на собственном опыте создания текстов; предлагает оценивать школьные сочинения, опираясь на опыт писателей по продвижению рукописи к печати.

ШЕМОНАЕВА О.С. — 2014 г.

В статье представлен заключительный урок по теме «Однородные члены предложения» с использованием картины И. Н. Крамского «Неизвестная». Данный урок можно проводить как в VIII и IX, так и в X-XI классах. Он интересен тем, что включает в себя разнообразные виды работы: словарную, пунктуационную, синтаксическую, логикоэстетическую, работу по развитию речи учащихся.

ГЕЙМБУХ Е.Ю. — 2014 г.

В статье анализируются форма и способы построения рассказа А. П. Чехова, соотношение точек зрения автора и персонажей, функции речевых характеристик.

РАЙСКИЙ С.И. — 2014 г.

В статье представлен опыт обучения пятиклассников подготовке различных докладов и выступлений. Особый интерес представляет способ данного обучения: занятия, посвященные этой проблеме, проводили ученица XI класса и недавно окончившая школу выпускница под непосредственным контролем учителя.

Русский язык в школе

Содержание журнала составляют следующие разделы: «Методика и опыт», «Методическая почта», «Внеклассная работа», «Русский язык в вузах», «Методическое наследство», «Лингвистическое наследство», «Анализ художественного текста», «Лингвистические заметки», «Вопросы культуры речи», «В мире слов», «Критика и библиография». Таким образом, для журнала характерно, с одной стороны, глубокое освещение проблем современной русистики и языкознания, а с другой – проблем теории и методики преподавания русского языка в школе и в вузе.

В журнале публикуются научные сотрудники, преподаватели вузов, учителя, аспиранты.

Журнал «Русский язык в школе» входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» ВАК по специальностям: 10.01.00 – литературоведение, 10.02.00 – языкознание, 13.00.00 – педагогические науки.

Журнал «Русский язык в школе» дополнен приложением «Русский язык в школе и дома». Его адресат – учителя школы и сами школьники. Приложение содержит рубрики: «Учебник +», «Из старых учебников», «За строкой текста», «Тайны слова», «Слова текут – вода живая», «Листая календарь», «Речевой этикет», «От А до Я», «Увы! Так говорят и пишут…», «Лингвистическая мозаика», «Комментарий к тексту», «Будущим студентам», «У нас на уроке», «Проверьте себя», «Рабочая тетрадь», «Так говорят дети…», «Занимательная грамматика», «Нам пишут», «Игры. Шарады», «Проба пера», «Пишут школьники», «Кроссворд». Простая и занимательная форма изложения служит более глубокому познанию родного языка.


Статьи по теме